Каковы преимущества и недостатки различных видов транспорта. Рассмотрим основные преимущества и недостатки различных видов транспорта. Основными недостатками являются

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт является проводником материального потока в логистических системах.

Виды транспорта, их достоинства и недостатки приведены в табл. 2

Достоинства и недостатки использования различных видов транспорта

Таблица 2

Вид транспорта

Преимущества

Недостатки

Железнодорожный

    возможность перевозки больших партий грузов;

    высокая провозная и пропускная способность;

    регулярность перевозок

    невысокая себестоимость перевозок

    невысокая скорость движения;

    недостаточная оперативность работы;

    географическая ограниченность перевозок;

    высокий процент потерь (хищения, порча);

    возможность длительных простоев;

    необходимость развитой инфраструктуры обслуживания;

    низкая гибкость логистической цепи

Автомобильный

    оперативный вид перевозок;

    большая маневренность и подвижность;

    высокий географический охват;

    возможность экспедирования

    средняя стоимость перевозок;

    ограниченность объёмов перевозок;

    зависимость от климатических условий;

    зависимость от положения на дорогах и их состояния

Водный (морской, речной)

    перевозка больших партий;

    низкая себестоимость;

    неограниченная пропускная способность;

    широкое использование при международной торговле

    низкая скорость движения;

    сезонность работы (речной);

    климатическая зависимость

Трубопроводный

    большие объёмы перевозок;

    большие расстояния

    ограниченность по видам грузов;

    отсутствие гибкости логистической цепи

Воздушный

    высокая скорость перевозок;

    короткий путь следования;

    возможность экстренных перевозок;

    высокая гибкость и адаптивность логистической цепи;

    высокий географический охват

    ограниченные объёмы перевозок;

    высокая себестоимость;

    высокая зависимость от климатических условий

На выбор транспортных средств влияют следующие показатели:

    характер груза (вес, объём, консистенция);

    количество и частота отправляемых партий;

    климатические характеристики;

    расстояние, на которое перевозится груз;

    расположение конечного пункта назначения груза относительно логистических транспортных каналов;

    риски, связанные с транспортировкой (невыполнения поставок в срок, сохранность груза и т.д.)

Основные понятия и управленческие аспекты транспортной логистики

Транспортная логистика - функциональная подсистема интегрированной логистики, которая решает вопросы организации и управления транспортировкой.

Транспортировка – процесс перемещения материального потока в пространстве.

Для описания транспортировки используются следующие характеристики :

    скорость перемещения груза;

    грузоподъемность;

    надёжность;

    частота перевозок;

    доступность транспортных средств.

Главная цель транспортной логистики – доставить нужный продукт нужного качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное время с минимальными затратами.

Функции транспортной логистики:

1. на макроуровне :

1.1. перемещение грузов ;

1.2. хранение грузов . Осуществляется за счёт сознательного выбора более медленного способа перемещения грузов при ограниченной площади складских помещений, а также за счёт непосредственного краткосрочного хранения грузов на транспорте в целях устранения погрузочно-разгрузочных работ.

2. на микроуровне :

2.1. разработка транспортных логистических каналов в рамках заданных условий и учётом остальных логистических издержек;

2.2. исследование и анализ рынка транспортных услуг (в случае стороннего перевозчика);

2.3. выбор перевозчика и проведение переговоров о величине тарифных ставок на перевозку в рамках заданных условий на основе расчётных оптимальных величин с учётом остальных логистических издержек (в случае стороннего перевозчика);

2.4. составление графиков выпуска на линию подвижного состава или согласование условий перевозок (в случае стороннего перевозчика);

2.5. отслеживание и экспедирование доставки грузов;

2.6. аудит транспортных операций и претензионно-исковая работа .

Задачи транспортной логистики:

    определение вида транспорта;

    определение типа транспортного средства;

    выбор поставщика транспортных услуг;

    совместное планирование транспортного и складского процессов;

    согласование транспортных и погрузочных работ;

    определение оптимальных маршрутов доставки грузов;

    определение совокупных расходов на транспортировку грузов.

Организационные принципы транспортировки:

1. экономия за счёт масштабов грузоперевозки . Достигается путём сокращения транспортных расходов на единицу груза вследствие его укрупнения. Чем больше партия отправки, тем меньше расходы на единицу груза. Это особенно актуально для железнодорожного и водного транспорта. Данный эффект возникает, когда постоянная составляющая стоимости перевозки распределяется на весь груз;

2. экономия за счёт длительности маршрута . Достигается путём сокращения стоимости перевозки груза на единицу расстояния. Причины аналогичны предыдущему случаю.

Автомобильный транспорт участвует в транспортировке грузов на относительно короткое расстояние (в пределах 200-300 км), главный плюс этого вида транспорта - хорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери». Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке. Необходимо отметить и скорость доставки грузов и пассажиров, по своим скоростным характеристикам он уступает только воздушному.

Основными недостатками являются:

1) высокая себестоимость перевозок;

2) вероятность кражи груза и угона самого транспортного средства;

3) малая грузоподъемность;

4) плохое состояние дорог и незначительная их протяженность;

5) дорогое обслуживание, большая стоимость материально-технической базы;

6) автотранспорт экологически неблагоприятен, что сокращает возможность его использования.

Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов в любую погоду. Организация перевозок этим видом транспорта регулярна и осуществляется на большие расстояния. Ключевым преимуществом является сравнительно невысокая себестоимость и наличие скидок. Также положительным аспектом является возможность прокладки железнодорожных путей сообщения практически на любой территории страны и высокая провозная и пропускная способность железных дорог. Железнодорожный транспорт характеризуют относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.

Для объективности оценки необходимо перечислить недостатки, к ним относят : ограниченное количество перевозчиков, невозможность доставки при отсутствии железнодорожных путей.

Использование железнодорожного транспорта выгодно при перевозках грузов (каменный уголь, минеральные удобрения, металлы и т. п.) на дальние и средние расстояния, между предприятиями, имеющими железнодорожные пути. В некоторых случаях использование железнодорожного транспорта выгодно даже при незначительном грузообороте.

Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических связей с зарубежными странами, он является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. По сравнению с другими типами транспорта морской транспорт имеет ряд позитивных отличий в обеспечении массовых межконтинентальных перевозок.

Для этого транспорта характерны: низкая себестоимость перевозок, неограниченная пропускная способность.

К недостаткам морского транспорта относятся:

1) зависимость от природных и навигационных условий;

2) необходимость строительства сложного портового хозяйства;


3) низкая скорость и жесткие требования к упаковке.

Морской транспорт связан с заграничными перевозками и доставкой грузов по импорту и экспорту в страны с торговыми связями.

Внутренний водный транспорт характеризуется низкими грузовыми тарифами и является важным звеном общей транспортной системы в тех районах, где есть реки.

Речной транспорт отличает большая провозная способность, невысокая себестоимость перевозок, малые капитальные вложения.

Недостатки заключаются в ограничении использования подвижного состава, связанном с сезонностью работы, удлинениям маршрутов следования грузов, небольшой скоростью перевозок. Речной транспорт эффективен в районах, где нет других видов транспорта.

Воздушный транспорт. Основное преимущество - скорость. Также воздушный транспорт отличает возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

Воздушный транспорт занимается в основном пассажирскими перевозками, грузовые перевозки, осуществляемые им, по сравнению с объемом перевозок, осуществляемых другими видами транспорта, имеют небольшой вес.

Воздушный транспорт занимается доставкой грузов в промышленные центры и доставкой в северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также почты и других ценных грузов.

Высокая себестоимость перевозок - главный недостаток этого вида транспорта. К недостаткам можно отнести зависимость от метеоусловий.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы делят на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Этот тип транспорта предоставляет низкую себестоимость при высокой пропускной способности и большой степени сохранности грузов. Недостатком трубопроводного транспорта является небольшое количество грузов, подлежащих транспортировке. Трубопроводный транспорт занимается перекачкой нефти и газа с месторождений, перемещением продуктов перегонки нефти.

Транспортная документация

Основными документами, регламентирующими правила перевозок, являются Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

Уставы и Кодекс определяют обязанности и права, а также ответственность транспортных организаций и граждан, пользующихся транспортом. Они регламентируют взаимоотношения транспортных организаций между собой и с потребителями продукции.

При перевозке грузов заключается договор в виде соглашения, по которому перевозчик принимает на себя обязательства доставки груза своими средствами от места направления и до конечного пункта в установленные сроки, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Для разных видов транспортных перевозок существуют разные договора.

Договором при грузоперевозке на железнодорожном транспорте является накладная, которую оформляет отправитель груза. Дорожная ведомость - документ, который сопровождает груз в пути следования. Вагонный лист - документ, составляемый на каждый загруженный вагон.

В линейном судоходстве договором является коносамент, который одновременно служит распиской перевозчика в получении груза. Коносаменты бывают именные (составленные на определенного получателя), ордерные, предъявительные (действуют по предъявлении).

В заграничном плавании , при нелинейной форме судоходства, договор оформляется чартером. При перевозке морским транспортом первичным документом является погрузочный ордер. В прямом, водном или смешанном сообщении вместо погрузочного ордера используется накладная. Накладными оформляется буксировка плотов и других плавучих объектов, перевозки на воздушном транспорте.

Для автотранспортных организаций установлен типовой договор . Водителю грузового транспорта при выходе автомобиля в рейс выписывается путевой лист, который является основным документом учета работы, он выдается, как правило, на один день и в конце работы возвращается.

Товарно-транспортная накладная является основанием для расчетов заказчика с автотранспортным предприятием.

Перечень документов, необходимых для перевозки грузов: товарно-транспортная накладная, накладные, доверенность на перевозку, спецификация, счет-фактура поставщика, доверенность на перевозку, сводные ведомости.

Маршрутизация грузопотоков

Важным методом логистики при определении оптимального маршрута является анализ полной стоимости. Разработкой оптимального маршрута занимается экспедитор грузовладельца при получении заказа на оказание транспортных услуг по перевозке нового для него груза или знакомого груза на новом направлении.

По окончании предварительной оценки определяются несколько конкурентоспособных вариантов, каждый из которых дополнительно анализируется для выбора конечного оптимального варианта.

Принимается во внимание не только цена грузоперевозки, но и время транспортировки, возможность непредвиденных расходов, задержек в пути и вероятность повреждения груза.

После определения оптимального варианта маршрута экспедитор выбирает участников перевозки и заключает необходимые договора.

Международные автомобильные перевозки

Международные перевозки грузов автомобильным транспортом обеспечивают экономические связи нашей страны со странами Европы, Ближнего Востока и Азии.

Структура перевозок весьма разнообразна. Они делятся на две основные группы : перевозки грузов внешней торговли (машин, станков, оборудования, сырья и ресурсов) и перевозки грузов неторгового характера (дипломатических грузов, движимого имущества при переселении, экспонатов и т. п.).

Международные перевозки в зависимости от периодичности выполнения могут быть регулярными и разовыми. Международные перевозки регламентируются соглашениями о международном автомобильном сообщении между правительствами нашей и договаривающейся страны.

Перевозка грузов осуществляется на основании разрешений, выдаваемых на каждый рейс и дающих право совершить перевозку туда и обратно.

Если же общая масса грузов и автотранспортных средств или их габаритные размеры не входят в установленные и действующие на территории другой страны нормы, а также если необходимо перевозить опасные грузы, то, кроме обычных разрешений, требуются еще и специальные.

Все автотранспортные средства и управляющие ими водители подвергаются таможенному контролю. Подвижной состав, осуществляющий международные перевозки, должен иметь национальные регистрационные номера и отличительные знаки.

На международных перевозках используются большегрузные автомобили и автопоезда-фургоны. Движение осуществляется по сквозной системе. Экипаж автомобиля состоит из двух водителей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В настоящее время существует несколько видов транспортных средств, без которых немыслима современная жизнь:

· Железнодорожный;

· Морской;

· Речной;

· Автомобильный;

· Воздушный.

Каждый тип транспортных средств имеет свои характерные особенности, преимущества и недостатки.

Железнодорожный транспорт

К железнодорожным транспортным средствам относятся поезда дальнего назначения, электропоезда, курсирующие в пределах одной страны или города, и поезда метрополитена.

Преимущества:

1) Высокая провозная и пропускная способность;

2) Независимость железнодорожного транспорта от климатических условий, времени года и времени суток;

3) Высокая регулярность перевозок;

4) Удобная организация погрузочно-разгрузочных работ.

5) Сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также наличие скидок.

Недостатки:

1) Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;

2) Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок;

3) Существенным недостатком также является низкая скорость перемещения, поскольку грузовые составы вынуждены длительное время простаивать, чтобы пропустить пассажирские поезда.

4) Кроме того, в некоторые районы груз невозможно доставить исключительно по железной дороге и перевозка становится мультимодальной.

железнодорожный морской автомобильный перевозка

Морской транспорт

Морские транспортные средства предназначены для перевозки по воде пассажиров и грузов на дальние расстояния.

Преимущества:

1) Морской транспорт обеспечивает межконтинентальные перевозоки;

2) Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния морским транспортом;

3) Высокая провозная способность морского транспорта

Недостатки:

1) Ограниченность перевозок морским транспортом;

2) Низкая скорость доставки на морском транспорте;

3) Зависимость от географических, навигационных, погодных и политических условий;

5) Морской транспорт предъявляет жесткие требования к упаковке и креплению грузов.

6) Малая частота отправок.

Речной транспорт

Речной транспорт по своим характеристикам практически не отличается от морского.

Преимущества:

1) Внутренний водный (речной) транспорт обеспечивает высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах;

2) Низкая себестоимость перевозок внутренним водным (речным) транспортом;

3) Низкая капиталоемкость водного (речного) транспорта

Недостатки:

1) Низкая скорость доставки водным (речным) транспортом;

2) Сезонность водного (речного) транспорта;

3) Водный (речной) транспорт зависит от глубин рек и водоемов, навигационных условий;

4) Ограниченная возможность доставки к пунктам потребления;

5) Малая частота отправок;

6) Низкая географическая доступность водного (речного) транспорта.

Автомобильный транспорт

Автомобили - одно из наиболее распространенных средств передвижения на сегодняшний день.

Для перевозки на короткое расстояние самым удобным является автомобильный транспорт, обладающий отличной маневренностью и способностью доставки за небольшой промежуток времени.

Большой выбор современных автомобилей различной грузоподъемности позволяет регулярно доставлять как малогабаритные, так и тяжелые и негабаритные грузы.

Преимущества:

1) Возможность автоперевозки грузов «от двери до двери»;

2) Высокая маневренность, гибкость, динамичность автомобильного транспорта;

3) Возможность использования различных маршрутов и схем доставки автомобильным транспортом;

4) Возможность отправки груза мелкими партиями;

5) Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика;

6) Автомобильный транспорт обеспечивает регулярность поставки;

7) У автомобильного транспорта наименее жесткие требования к упаковке товара.

Недостатки:

1) Низкая производительность автомобильного транспорта;

2) Зависимость автомобильного транспорта от погодных и дорожных условий;

3) Относительно высокая себестоимость перевозок автомобильным транспортом;

4) Большое количество экологически вредных выбросов и шума отечественных автомобилей;

5) Срочность разгрузки;

6) Возможны хищения груза и угона автотранспорта;

7) Сравнительно малая грузоподъемность автомобильного транспорта.

Воздушный транспорт

Вертолеты и самолеты относятся к воздушным транспортным средствам. Преимуществом авиатранспорта является то, что он способен доставить пассажиров или грузы в пункт назначения очень быстро.

С точки зрения скорости, воздушные транспортные средства - несомненные лидеры.

Преимущества:

1) Воздушный транспорт обеспечивает наивысшую скорость доставки грузов;

2) Наивысшая сохранность груза при доставке груза на воздушном транспорте;

3) Воздушный транспорт обеспечивает доставку грузов в удаленные и труднодоступные регионы;

4) Низкие затраты на тару и упаковку;

5) Низкие ставки страхования.

Недостатки:

1) Высокая себестоимость перевозок воздушным транспортом;

2) Высокая капиталоемкость, материало - и энергоемкость перевозок;

3) Зависимость воздушного транспорта от погодных условий;

4) Ограниченные объемы и габариты перевозимого груза.

По причине того, что определенные грузы не могут быть доставлены каким-либо одним видом транспорта на практике стали использовать мультимодальные перевозки.

Мультимодальная перевозка - транспортировка грузов по одному договору, но выполненная по меньшей мере двумя видами транспорта; перевозчик несёт ответственность за всю перевозку, даже если эта транспортировка производится разными видами транспорта (например: железной дорогой, морем и автодорогой и т. д.).

Перевозчик при этом не должен обладать всеми видами транспорта и в практике это чрезвычайно редкое явление.

Такая перевозка часто осуществляется суб-перевозчиками (в морском праве называемыми действительными перевозчиками). Перевозчик, ответственный за всю перевозку называется мультимодальным транспортным оператором (МТО).

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Транспорт для перевозки груза. Факторы, учитываемые при выборе транспортного средства. Преимущества и недостатки железнодорожного транспорта. Типы вагонов и виды грузов. Алгоритм планирования доставки мелкопартионных грузов, локальная система доставки.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2011

    Значение морского транспорта для внутренних и внешних перевозок массовых грузов на большие расстояния. Преимущества, недостатки использования морского транспорта. Крупнейшие порты России. Северный морской путь. Состав морского флота. Основные виды грузов.

    презентация , добавлен 11.05.2015

    Анализ факторов, оказывающих влияние на выбор транспорта в целях обеспечения оптимальных перевозок. Преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Особенности перевозок грузов водным и воздушным транспортом.

    контрольная работа , добавлен 02.05.2011

    Анализ используемых видов транспорта на севере. Выбор оптимального вида транспорта в таких условиях. Климат на Северном полюсе. Преимущества, недостатки автомобиля, снегохода, вездехода, оленьей, собачьей упряжки. Наземные средства передвижения на Севере.

    реферат , добавлен 28.02.2017

    Основные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Методика расчетов вариантов перевозки грузов. Экономическая оценка перевозки грузов различными. Наиболее рациональный вид перевозок. Объем перевозки груза и средняя цена одной тонны груза.

    курсовая работа , добавлен 01.08.2009

    Объемные и качественные показатели использования подвижного состава в пассажирском движении. Рабочее время на транспорте. Особенности пассажирских перевозок. Изучение показателей транспортных работ, определяющих преимущества и особенности вида транспорта.

    реферат , добавлен 18.08.2014

    Перевозки пассажиров в пригородном и региональном сообщении в отдельных странах. Характеристика железных дорог, их экономическая и социальная ценность. Выбор наиболее эффективного вида транспорта (железнодорожного или автомобильного) для перевозки грузов.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2010

    Преимущества и недостатки трубопроводного, железнодорожного, автомобильного и воздушного видов транспорта в России. Схемы организации смешанных сообщений. Расчет эксплуатационных расходов и составляющих времени доставки груза по разным видам транспорта.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2014

    Автомобильный транспорт как один из основных видов транспорта России. Технические недостатки российской автомобильной техники и двигателей по сравнению с зарубежными аналогами. Авиационный транспорт как универсальный вид транспорта, проблемы развития.

    реферат , добавлен 27.02.2011

    Описание морского и речного водного транспорта как средств перевозки пассажиров и грузов. Скорость водных перевозок, их надежность и преимущества. Себестоимость и доля водных перевозок в грузопассажирском обороте. Влияние водного транспорта на экологию.

Транспортная логистика (анализ различных видов транспорта: достоинства, недостатки)

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. в структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Отмечается, что значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

По назначению выделяют две основные группы транспорта: Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный).

Транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие не транспортным организациям.

Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.

Итак, существуют следующие основные виды транспорта:

железнодорожный

внутренний водный речной

автомобильный

воздушный

трубопроводный

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе. Различные виды транспорта составляют транспортный комплекс. Транспортный комплекс России образуют зарегистрированные на её территории юридические и физические лица - предприниматели, осуществляющие на всех видах транспорта перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание железнодорожных путей, автомобильных дорог и сооружений на них, трубопроводов, работы, связанные с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений, водных и воздушных путей сообщений, проведением научных исследований и подготовкой кадров, входящие в систему транспорта предприятия, изготавливающие транспортные средства, а также организации, выполняющие иную связанную с транспортным процессом работу. ТК России - это свыше 160 тыс. км магистральных железнодорожных и подъездных путей, 750 тыс. км автомобильных дорого с твёрдым покрытием, 1.0 млн. км морских судоходных линий, 101 тыс. км внутренних водных путей, 800 тыс. км авиалиний. По этим коммуникациям только транспортом общего пользования ежесуточно перевозиться около 4,7 млн. тонн груза (по данным на 2000 г.) в ТК работает свыше 4 млн. человек, а доля транспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около 9%. Таким образом, транспорт представляет собой важнейшую часть инфраструктуры экономики и всего социально-производственного потенциала нашей страны.

В табл. 1 (4, 295) Приведены сравнительно логистические характеристики различных видов транспорта.

Таблица 1 Характеристика видов транспорта

Вид транспорта

Достоинства

Недостатки

железнодорожный

Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климатических условий, времени года и суток.

Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния.

Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоёмкость и энергоёмкость перевозок. Низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления).

Недостаточно высокая сохранность груза.

Возможность межконтенентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоёмкость перевозок.

Ограниченность перевозок.

Низкая скорость доставки (большой время транзита груза).

Зависимость от географических, навигационных и погодных условий.

Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний Водный (речной)

Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоёмах.

Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоёмкость.

Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки грузов.

Зависимость от неравномерности глубин рек и водоёмов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надёжность перевозок и сохранность груза.

автомобильный

Высокая доступность.

Возможность доставки груза «от двери до двери»

Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки.

Высокая сохранность груза. Возможность отправки груза маленькими партиями.

Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий. относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния.

Недостаточная экологическая чистота.

Воздушный

Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надёжность.

Наивысшая сохранность груза.

Наиболее короткие маршруты перевозок.

Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. Высокая капиталоёмкость, материало- и энергоёмкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность.

трубопроводный

Низкая себестоимость. Высокая производительность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоёмкость.

Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Недостаточная доступность малых объёмов транспортируемых грузов.

Итак, прежде всего логистический менеджер должен решить вопрос создавать ли свой парк транспортных средств или использовать наёмный транспорт (общего пользования или частный). При выборе альтернативы обычно исходят из определённой системы критериев, к которым относятся: Затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств. Затраты на оплату услуг транспортных, транспортно -экспедиционных фирм и других логистических посредников в транспортировке Скорость транспортировки

Качество транспортировки (надёжность доставки, сохранность груза и т.п.)

В большинстве случаев фирмы-производители прибегают к услугам специализированных транспортных фирм.

Все перечисленные виды перевозок имеют свои отличия, но наряду с этим у них есть и сходство, они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки различных видов транспорта.

Автомобильный транспорт участвует в транспортировке грузов на относительно короткое расстояние (в пределах 200–300 км), главный плюс этого вида транспорта – хорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери».

Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке.

Необходимо отметить и скорость доставки грузов и пассажиров, по своим скоростным характеристикам он уступает только воздушному.

Основными недостатками являются:

1) высокая себестоимость перевозок;

2) вероятность кражи груза и угона самого транспортного средства;

3) малая грузоподъемность;

4) плохое состояние дорог и незначительная их протяженность;

5) дорогое обслуживание, большая стоимость материально-технической базы;

6) автотранспорт экологически неблагоприятен, что сокращает возможность его использования.

Но, несмотря на перечисленные недостатки, автомобильный транспорт активно обеспечивает грузовые перевозки для всех служб народного хозяйства.

Автомобильный транспорт выполняет большую часть пассажирских перемещений на короткие расстояния, в пригородном сообщении, а также в междугородных перевозках на расстоянии до 500 км.

Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов в любую погоду. Организация перевозок этим видом транспорта регулярна и осуществляется на большие расстояния.

Ключевым преимуществом является сравнительно невысокая себестоимость и наличие скидок.

Также положительным аспектом является возможность прокладки железнодорожных путей сообщения практически на любой территории страны и высокая провозная и пропускная способность железных дорог.

Железнодорожный транспорт характеризуют относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.

Для объективности оценки необходимо перечислить недостатки, к ним относят: ограниченное количество перевозчиков, невозможность доставки при отсутствии железнодорожных путей.

Использование железнодорожного транспорта выгодно при перевозках грузов (каменный уголь, минеральные удобрения, металлы и т. п.) на дальние и средние расстояния, между предприятиями, имеющими железнодорожные пути. В некоторых случаях использование железнодорожного транспорта выгодно даже при незначительном грузообороте.

Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических связей с зарубежными странами, он является самым крупным перевозчиком в международных перевозках.

По сравнению с другими типами транспорта морской транспорт имеет ряд позитивных отличий в обеспечении массовых межконтинентальных перевозок.

Морские пути не требуют дополнительных затрат, поэтому этот транспорт не нуждается в дополнительных капиталовложениях.

Для этого транспорта характерны: низкая себестоимость перевозок, неограниченная пропускная способность.

К недостаткам морского транспорта относятся:

1) зависимость от природных и навигационных условий;

2) необходимость строительства сложного портового хозяйства;

3) низкая скорость и жесткие требования к упаковке.

Морской транспорт связан с заграничными перевозками и доставкой грузов по импорту и экспорту в страны с торговыми связями.

Внутренний водный транспорт характеризуется низкими грузовыми тарифами и является важным звеном общей транспортной системы в тех районах, где есть реки.

Речной транспорт отличает большая провозная способность, невысокая себестоимость перевозок, малые капитальные вложения.

Недостатки заключаются в ограничении использования подвижного состава, связанном с сезонностью работы, удлинениям маршрутов следования грузов, небольшой скоростью перевозок. Речной транспорт эффективен в районах, где нет других видов транспорта.

Воздушный транспорт. Основное преимущество – скорость. Также воздушный транспорт отличает возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

Воздушный транспорт занимается в основном пассажирскими перевозками, грузовые перевозки, осуществляемые им, по сравнению с объемом перевозок, осуществляемых другими видами транспорта, имеют небольшой вес.

Воздушный транспорт занимается доставкой грузов в промышленные центры и доставкой в северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также почты и других ценных грузов.

Высокая себестоимость перевозок – главный недостаток этого вида транспорта. К недостаткам можно отнести зависимость от метеоусловий.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы делят на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Этот тип транспорта предоставляет низкую себестоимость при высокой пропускной способности и большой степени сохранности грузов. Недостатком трубопроводного транспорта является небольшое количество грузов, подлежащих транспортировке. Трубопроводный транспорт занимается перекачкой нефти и газа с месторождений, перемещением продуктов перегонки нефти.


| |