Покровителем чего был бог тот. Птицы - духи и божества. Вездесущий Тот и его чествование

Одним из известнейших и величайших божеств, почитаемых жителями Древнего Египта, был Тот — бог мудрости и знаний. Также он известен под именем Атлант (так как был преемником мудрости погибшей Атлантиды). В греческой же мифологии Тоту соответствует Гермес Трисмегист, являющийся центральной фигурой герметизма и основателем алхимии. Именно об этом важнейшем и интереснейшем божестве и пойдет речь в нашей статье.

Согласно дошедшим до наших дней легендам, Тот являлся обожествленным царем Древнего Египта. Жил он за несколько десятков тысяч лет до нашей эры, в эпоху, называемую историками царствованием Богов. Его также именовали Атлантом. Считалось, что он обладал тайным знанием, унаследованным от цивилизации погибшей Атлантиды.

Бог Тот взял в жены Маат — покровительницу Сути и Порядка. Близкой же его родственницей была Сешат — богиня письменности.

Чем занимался бог Тот?

Считалось, что Атлант является личным писцом великого бога Ра. Никакие древние боги не изображались так часто в обществе Ра, как Тот. Также считалось, что он занимается учетом и классификацией умерших душ во время суда Осириса. В то же время, его жена Маат определяет степень греховности усопших, взвешивая их сердца на специальных весах. В соответствии с этим, можно проследить веру жителей Древнего Египта в то, что справедливость в образе Маат и мудрость в образе Тота должны быть неразлучны, как муж и жена.

Кроме этого, Атлант являлся посредником между богами и людьми. В соответствии с египетской мифологией он считался покровителем не только мудрости, но также письма, счета, точных наук и писцов. Кроме того, Тота называли создателем календаря и владыкой времени. Древнегреческий философ Платон в своих, дошедших до наших дней, трудах писал, что этот бог открыл своему народу числа и буквы, а также геометрию и астрономию. У древних греков Тоту соответствует бог по имени Гермес.

Бог Луны

Поначалу Тот ассоциировался в мифологии с образом ночного светила, однако позднее его место занял Хнум. По мнению современных историков, бог Тот стал покровителем мудрости именно из-за своей связи с астрономией, астрологией и Луной.

Исторический след

В древнеегипетской мифологии Тот оставил заметный след, проявив себя мудрейшим божеством. Несмотря на то что ему ни в одном сюжете не была уготована главная роль, во всех событиях он проявлял себя с наилучшей стороны. Так, к примеру, в одном из мифов бог Тот выступает посредником между Ра и Исидой, не вмешиваясь в их сложные отношения. При этом ему удается помочь Исиде спасти её сына Гора от укуса ядовитой твари. Выступая в его защиту, Тот так построил свою речь, что при необходимости её можно было истолковать и в качестве поддержки бога Сета. Таким образом, покровитель мудрости обладал также и внушающим восхищение дипломатическим талантом.

Кроме того, Тот являлся строителем Великой Пирамиды в Гизе, где он будто бы интегрировал свои древние знания и спрятал секреты цивилизации погибшей Атлантиды.

Также этот бог руководил работой важнейших архивов древнеегипетской цивилизации. Покровительствовал он и очень популярной и известной по сей день библиотеке Гермополя. Кроме того, по мнению древних египтян, Тот главенствовал над всеми языками мира, а также сам был языком для другого божества по имени Птах.

Обличие

Аватарой (или воплощением бога на земле) Тота считалась птица ибис. Однако сегодня пернатых этого вида (по научному называвшихся лесными ибисами) уже не существует, так как их вытеснили другие птицы. До сих пор исследователи не могут точно ответить на вопрос о том, почему покровителем мудрости и знаний был выбран именно ибис. Возможно, древние египтяне наделили такими полномочиями птицу за какие-то черты её характера или же в связи с тем, что её перьями пользовались для письма.

Еще одним священным животным бога Тота являлся павиан. Сегодня, конечно же, мало кто согласится с тем, что эти обезьяны отличаются мудростью, однако жители Древнего Египта, впрочем, как и китайцы и индийцы, были уверены в высоком интеллекте упомянутых животных.

Как бы то ни было, бог Тот на большинстве изображений предстает с головой ибиса.

Поклонение

Судя по всему, во времена Древнего Египта наука не находилась на одном из первых мест в списке государственных дотаций. Невзирая на то что бог мудрости Тот был очень почитаем, до наших дней храмы, предназначавшиеся для поклонений ему, практически не уцелели. Так, сохранились лишь остатки двух святилищ: Туна-Эль-Гебель с разрушенным лабиринтом, и расположенный в десяти километрах от него Ашмунейн, который древними греками именовался «Великим Гермополисом». Согласно многочисленным археологическим исследованиям, именно Гермополис и выступал в качестве главного места поклонения Тоту. Вполне вероятно, что именно по этой причине древние египтяне и не возводили множества других святилищ.

Атрибуты

Неизменным атрибутом Тота, присутствующим на всех его изображениях, является магический жезл «Кадуцей». По преданию, именно благодаря ему смертный человек стал богом Гермесом и получил доступ в три мира: Богов, мертвых и живых. Жезл представляет собой увенчанный солнцем и крыльями стержень, которые обвивают две змеи с открытыми пастями. «Кадуцей» символизирует энергию Кундалини. Также он отражает все, что происходит во Вселенной, в виде процессов триединства.

Еще одним неотъемлемым атрибутом Тота является палетка писца, олицетворяющая его покровительство языкам, письменности и разнообразным точным наукам.

Изумрудная скрижаль

По легенде, древнеегипетский бог Тот являлся автором огромного количества книг по астрологии, алхимии, медицине и химии. Считается, что всего он написал более 36 тысяч трудов, главным из которых выступает знаменитая «Изумрудная скрижаль». Древние египтяне верили, что на изумрудной пластине небольших размеров божество сумело уместить всю мудрость нашей Вселенной. Согласно другому поверью, «Скрижаль» была обнаружена в могиле Тота, похороненного в Великой Пирамиде Гизы Александром Македонским в IV веке до нашей эры.

Изумрудные пластины дошли и до наших дней, поэтому неудивительно, что их изучало и продолжает изучать множество ученых. По мнению одного из них, доктора Мориса Дореаля, опубликовавшего в 30-х годах прошлого века перевод текста «Скрижали», письмена на ней датируются примерно 36 тысячами лет до нашей эры. Исследователь утверждает, что после гибели легендарной Атлантиды Тотом была основана колония в Древнем Египте. Подтверждением тому служит наличие на «Скрижали» знаков языка, на котором, по всей видимости, говорили древние атланты.

Также считается, что часть знаний, которые бог Египта Тот передал людям, заключена в системе Таро, карты которой произошли от золотых табличек — страниц в количестве 78 штук. Также, по преданиям эзотерических орденов, 22 картины Старших Арканов Таро изображены на стенах двадцати двух комнат в одном из египетских храмов, где проходило посвящение учеников-магов в тайные ритуалы их наставниками.

Еще одним доказательством существования Гермеса являются древние папирусы, описывающие, как фараон Хеопс (или Хуфу) занимался поисками «ковчега мудрости Тота». Эта реликвия дошла и до наших дней, была изучена учеными с использованием самых современных методов и сегодня находится на хранении в Берлинском музее.

Птицы - Символ непреходящего, души, духа, божественного проявления, духов воздуха, духов мертвых, восхождения на Небо, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания, мысли, воображенияе.

Большие птицы часто идентифицируются с солярными божествами, богами грома и ветра, а их языки рассматриваются как молниии. Птицы являются частью символизма дерева: сила божества нисходит в дерево или на его символ - ствол. Две птицы на дереве (иногда одна из них темная, а другая светлая) олицетворяют дуализм, тьму и свет, проявленное и неявленное, два полушария. Птицы часто появляются на ветвях Древа Жизни со змеей у его основания; это сочетание символизирует союз воздуха и огня. Птица и змея в конфликте олицетворяют солярные и хитонические силы, находящиеся в состоянии войны.

Каменная статуя птицы со змеей

Легендарные птицы часто олицетворяют небесные области и силы, противостоящие хитонической змее. Часто птицы сопровождают Героя в его подвигах или в поражении дракона, тайком подавая ему совет (маленькая птичка мне сказала), и Герой понимает язык птиц. Эта способность предполагает сообщение с Небом или помощь небесных сил, таких как ангелы.

Бог Гор в виде птицы

Птица на столбе - единение духа и материи, или символ бога Солнца. Согласно Платону, клетка с птицами похожа на наш мозг.
Стаи птиц являются магическими или сверхъестественными силами, связанными с богами и героями.

Гарпия. Средневековое изображение

Птичьи когти изображаются в случае с Гарпиями, как темный, разрушительный аспект Великой Матери.
Гарпии (др.-греч. Ἅρπυιαι) — в древнегреческой мифологии — дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, либо дочери Тифона; либо дочери Борея, сторожат Тартар - архаические доолимпийские божества, персонификации различных аспектов бури. В мифах представлены злобными похитительницами детей и человеческих душ, внезапно налетающими и так же внезапно исчезающими, как ветер. Само слово «гарпия» происходит от греческого harpazein — «хватать», «похищать».

Гарпии в седьмом круге Ада

В алхимии две соперничающих птицы - двойственная природа Меркурия, философской ртути, nous; то же самое можно изобразить, показав птиц, летающих вверх и вниз. Падающая птица отображает знак твердеющей кристаллизации, не способной к дальнейшим превращениям. Взлетающие птицы символизируют отделение пара, а птицы опускающиеся - поспешность, стремительность и опрометчивость.

У буддистов птица - символ Господа Будды; также означает благое предзнаменование.

У кельтов значение птиц амбивалентно: они являются признаками божества и счастливого того света, либо признаками колдовской силы и недоброжелательности, например, в случае с воронами и вьюрками.
Туата может возникнуть в птичьем облике, блестящем плюмаже, весь обвязанный золотыми цепочками, когда он предсказывает важную весть. Птицы также служат вестниками богов.

У китайцев большинство птиц, в частности журавль, павлин, петух - солярны и относятся к области ян, символизируя долголетие, и хорошую судьбу.

У христиан птицы - крылатые души, все духовное, души в раю. Птица часто изображается в руках Младенца Иисуса или привязанной на веревке. Чаще всего это щегол, связанный с Христом легендой о том, что он приобрел свое красное пятнышко в тот момент, когда слетел к поднимающемуся на Голгофу Христу и сел к нему на голову. Когда щегол извлек терновую колючку из брови Христа, на него и брызнула капля крови Спасителя. Птицам, созданным на пятый день сотворения мира, покровительствует Франциск Ассизский (около 1182-1226).

Изображение ба в виде птицы. Древнеегипетская «Книга мёртвых»

У египтян птица с человечьей головой означает способность души покинуть это тело по собственно воле. Птица Бенну воплощает душу Озириса и иногда идентифицируется с фениксом; является созидающим, принципом, производителем Космического Яйца. После смерти душа, Ка, покидает тело в виде птицы.

В индуизме птица означает разумность, мышление: Мысль - самая быстрая птица (Ригведа), Тот, кто понимает, имеет крылья (Панчавимса Брахманан). Гаруда - птица жизни, Небес, Солнца, победы; она создатель и разрушитель всего; на ней передвигается Вишну; иногда- ее идентифицируют с Фениксом.

Две стилизованные птицы около дерева. Ковровый орнамент. Туркмения

В исламе птицы - это души верующих, живущих на Древе Жизни. Души неверных вселяются в птиц, питающихся падалью.

В японском синтоизме птица олицетворяет созидательный принцип.

У маори птица-человек - это божество, всевидящий, всемудрый, символизирующий силу и храбрость.

У скандинавов птица - дух, высвобожденный из тела, мудрость.

Танец якутского шамана, изображающий полет птицы

В шаманизме птица - восхождение на Небо, медиумистическое и магическое путешествование. Во время совершения обрядов, шаманы носят одеяния птиц и перья. Одетая, как птица, душа может обрести крылья.

В даосизме треногий красный ворон олицетворяет солярный принцип ян; он живет на Солнце и может символизировать Великую Триаду, три величайших силы космоса: Небо, Землю и Человека. См. также петух, орел, феникс, ворон и др.

Птица - широко распространенный символ духа и души в древнем мире, сохранивший это значение в христианской символике. По преданию, индийское древо жизни было населено птицами, которые символизировали человеческие души. Упанишады рассказывают о птицах Дживатма и Атма, первая из которых ест плоды древа жизни, символизируя активность души в мире, другая только смотрит на них, обозначая абсолютный дух и чистое сознание.

_________________________

Птица Феникс

Легендарная птица, которая создает для себя погребальный костер и возрождается из собственного пепла. Феникс почитался в Древнем Египте как священное существо. Рассказывали, что эта птица (только мужского рода) с прекрасным красно-золотым оперением живет пятьсот лет и дольше. Под конец жизни она строит гнездо из ветвей благовонных деревьев и поджигает его. Пламя пожирает и птицу, и ее гнездо. Из пепла выползает на свет гусеница, и из нее вырастает новый феникс. Феникс играет большую роль в раннехристианском искусстве и литературе, являясь символом бессмертия и воскресения.

Феникс - В монументальных изваяниях, каменных пирамидах и захороненных мумиях египтяне стремились обрести вечность; вполне закономерно, что именно в их стране должен был возникнуть миф о циклически возрождающейся, бессмертной птице, хотя последующая разработка мифа совершена греками и римлянами. Адольв Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс (bnu) - это покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот в знаменитом пассаже (II, 73) излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды:
"Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла."
Так же в гадательных надписях Древнего Китая, созданных за 15 столетий до начала нашей эры, упоминается чудесная птица феникс (по китайски " фэнхуан" . Китайский словарь I века "Толкование знаков"("Шовэнь") так описывал птицу феникс: " Спереди напоминает лебедя, со спины - единорога (цилиня), шея змея, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, петушиный клюв."
Повествует о царь-птице фениксе и китайский "Каталог морей и гор": " В пятистах ли к востоку от горы Небесного Тигра находится гора Киноварной пещеры. на ее вершине много золота и нефрита. Там водиться птица, пятицветная, с разводами. Называется феникс. Узор на ее голове напоминает собою иероглиф "дэ", что значит "добродетель", а на крыльях-иероглиф "и" ("справедливость"), на спине- иероглиф "ли"("благовоспитанность"), на груди- "жэнь"("Совершенство"), на животе- "синь"("честность"). Она ест и пьет как обычная птица. Сама поет и сама танцует. Когда ее увидят, в Поднебесной наступают спокойствие и мир." (см. более подробно Китайский Феникс - Фенхуан)
Для средневековых китайцев птица феникс олицетворяла супружескую верность и жизнь в благоденствии. Поэтому она нередко изображалась на свадебных нарядах, была символом невесты и императрицы.
Идущая от древнего мудреца Конфуция поговорка "фениксы все не появляются№означает, что счастье все приходит и не приходит.
Не надо, однако, путать китайского феникса с Фениксом европейским, известным по книгам древнегреческих авторов и средневековым трактатам, - это совсем другая птица.

В конце XVII века немецкий ученый Ф.Вольф собрал вместе все сведения, которые были к тому времени известны, о небесной птице Феникс. Итог поисков был опубликован в труде с замысловатым названием "Удивительный сад дикой природы, или О неразумности животных".
"Птицу Феникс считают самой удивительной из всех птиц небесных. Одни пишут, что живет она в Аравии, другие говорят об иных местах. Птица эта не размножается, как другие птицы, но возрождается после смерти из собственного пепла. автор энциклопеди Александрова Анастасия
Живет она 160 лет, а некоторые ученые утверждают что и дольше. Еще говорят о ней что она единственная во всех земле, поэтому видят ее очень редко. Отсюда и пошла поговорка: "Более редкостный, чем птица Феникс". Величиной Феникс с орла, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок.
В отличие от всех других птиц, рождается Феникс без спаривания. Происходит это так. Когда птица доживает до преклонного возраста и чувствует приближение смерти, она устраивает гнездо из трав и редких дорогих растений, таких как кофе, мирро, алоэ, которые легко воспламеняются. Потом садиться в гнездо и ждет, когда оно загорится. И вместе с гнездом сама сгорает дотла. После того как Феникс сгорит, появляется сначала червячок, а из этого червячка вырастает потом похожий на прежнего Феникс. Об этом писал Овидий.
Далее эта новая птица устраивает сгоревшей удивительные похороны: переносит пепел сгоревшего гнезда в известный город Гелиополь (в Египте) и возлагает его там на алтарь. Делает она это следующим образом: 1) сплетает из пальмовых ветвей яйцевидный сосуд; 2) пробует, сможет ли его поднять; 3) тщательно выравнивает сосуд и наполняет его пеплом сгоревшего гнезда; 4) аккуратно закрывает отверстие; 5) возлагает свою ношу на алтарь в храме Солнца в Гелиополе".
Еще одна версия описания Феникса оставлена нам в VI веке до Рождества Христова в апокрифе "Откровения Варуха" На вопрос Варуха, "что это за птицы", ангел ответил: "Это хранительница мира... Если бы не прикрывала |огненный зрак| солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной". Таким образом Феникс спасает людей от испепеляющего взгляда светила.
Есть описание Феникса а в старинном "Физиологе" :" Голова его украшена венцом, а на ногах сапоги, как у царя. Обитает же Феникс <...> около Солнечного города. Воздежит он 500 лет на кедрах ливанских без еды. Питается же от Святого Духа. <...> Бьет в урочный час колокол, и Феникс в церкви на алтаре обращается в пепел. А на утро находят |птицу| на прежнем месте в виде птенца, а еще через день- взрослою"...
Знали феникса и на Руси. В "Голубиной книге" говориться: Феникс-птица -"всем птицам мати". У нее "перья крепче стали и булату, режут ими кости и камни, а когда из-за моря гости приезжают - перья покупают и кроют или бархаты и атласы."
Так же Тертуллиан, св. Амвросий и Кирилл Иерусалимский приводит Феникса как доказательство воскресения плоти. П плиний высмеивает врачей, которые прописывают снадобья, изготовленные из гнезда и пепла Феникса.
Шекспир в заключении "ГенрихаVIII" (V,5) написал следующие прекрасные строки о Фениксе:

Как девственица - Феникс, чудо птица,
Себя сжигая, восстает из пепла
Наследником, прекрасным, как сама

____________________________

Птицеголовый герой с яйцом. Наскальный рельеф. Юго-западная часть о. Пасха
________________________

Птица — символ Солнца (Царя Солнца), ветра, воздуха, тучи, грома с молнией, огня, Времени; божества, создателя, творца, божественного посла, бессмертия, духа, души; женской основы, плодородия, родительской заботы, ребенка; стремительного движения, приятности, чистоты, воздушности, вдохновения, пророчества, безумства, измены и ада; свободы, зрелища…

Библия представляет немало так называемых «окрыленных» метафор.

Например, о Боге говорится, как о птице: «Как птицы — птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет»" (Исайя 31: 5). Бог сам по себе, как некая крылатая сущность. «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Псалом 16: 8). Крылатые серафимы: «Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал». (Исайя 6: 2). В иерусалимских храмах были поставлены статуи херувимов: «И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касались крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом» (Третья книга Царств 6: 27).

В Евангелии от Матфея (6: 26): «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?». Согласно Библии, птицы служат символом перемен. Птицы, сущности, символизировали судьбы людей, большинство которых вели жизнь бродяг или пастухов, или паломников.


Видение птиц на молитве преп. Сергию. Клеймо иконы Преп. Сергий Радонежский в житии, 17 в. Однажды ночью в своей келье преподобный услышал голос, назвавший его имя: «Сергий!» Открыв оконце, Сергий увидел необычайный небесный свет и множество «зело красных птиц». И тот же голос торжественно произнес: «Им же образом видел еси птица сия, тако умножится стадо ученик твоих, и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати»

Христианская иконография от IV и до XX века, чтобы выразить духовную сущность ангелов, изображала их крылатыми, красивым и в образе младенцев неопределенного пола, одетыми в широкие полотнища, вроде римских тог. Птицы, как и ангелы, символизируют быстроту мысли, мгновенность и яркость воображения, вознесенность духа, схожего с подобных представлениях с элементами воздуха, эфира.

В эзотерической традиции разработана целая система представлений об отношениях между птицами, цветами и народными поверьями.
Черный ворон — символ интеллигенции;
зеленый и голубой павлин — символ любовной жажды, любовного томления; белый лебедь — телесность (либидо) и духовность (Логос);
красный феникс — вознесение в бессмертие божества;
голубь — птица Венеры и
утка — это любовь от телесности до духовности;
коршун и феникс — это птицы-проводники душ умерших;
орел и сокол — ценности солнечная и небесная, урожай, военный трофей, умственная творческая победа;
ночные птицы — то влияния духов лунных и подземных….

Птица — счастье. Птица золотокрылая, птица счастья из восточных сказок, потеряла перо в саду отца трех братьев, которые и отправляются на поиски чудесной птицы. Кому не известна Синяя птица, вестница и носительница счастья из феерии бельгийского драматурга Мориса Метерлинка (1908 г.)?

Птица — чистота, забота о чистоте. Начиная с XI века известно и популярное в Европе присловье: «Плоха та птица, которая собственное гнездо пачкает».

Крылья и полет птицы — высшее состояние бытия, сила духа, подлинная воля, данная божеством. Зевс превращался в ряде мифов в орла, лебедя, кукушку, удода и т. д. Юлиуш Словацкий, польский поэт, писал о Боге: «Он любит величавый лет огромных птиц» («Беневский»). Крылышки, привязанные к ступням Гермеса — греческого посла богов, позволяли ему вырываться из-под силы земного притяжения. Перья, которыми украшали головы и головные уборы вожди индейцев, символизировали их духовный авторитет. Любопытно, что птица, наклевавшаяся винограда, в античной Греции и в древней Иудее, как бы обретала некую мистическую связь с божеством. Таинственные проповеди святого Франциска, обращенные к птицам, вполне возможно, были связаны с состоянием медитации, вызванной осознанием чуда самого творения Мироздания, среди которого — и полет птиц.

Крылья — духовность в материальном образе: крылатые боги, гении, посредники между небом и землей; крылья сказочных существ, содержащих в себе образы различных животных, либо животных и людей, как крылья божественного солнечного щита в Древнем Египте; крылья Пегаса, Феникса, Сфинкса, сирен, гарпий, драконов, грифонов…

Птица, согласно древним ведическим текстам — проявление симпатии богов к людям. Птица летит в недоступной нам высоте, к недоступной же горе, на которой поднимается к Солнцу божественное растение — из него приготавливается волшебный напиток «Сома». Его могут пить только мудрецы, священнослужители и, разумеется, сами боги — для них обычно отливалось несколько капель в специальный сосуд. Птицы, атаковавшие в своё время башни крепостей, помогли ариям победить варваров-язычников. Эпопея «Рамайяна» прославляла верность птицы Ятайю, которая посвятила свою жизнь освобождению красавицы Ситы из лап демона Равана.

Однако в отношениях богов и властителей с обычным человеком, птица может сыграть и незавидную роль доносителя, изменника, предателя. У библейского Екклесиаста (10: 20) сказано: «Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенесть слово твое, и крылатая — пересказать речь твою».

Мечты человека о возможности обретения способности летать — живут на протяжении всего существования человечества: от Дедала и Икара до Монгольфье, братьев Райт, Гагарина и Армстронга… Легендарный царь Немврод мог летать в сундуке, который несли коршуны; царь Соломон — на летающем диване, причем птицы служили ему, как зонтики и опахала… Легенда повествует, что и мусульманский архангел Джебраил (Гавриил, Габриэль) на 23 года превратился в голубя, чтобы шептать Мухаммеду на ухо повеления, передаваемые самим Аллахом.

Птица, срывающаяся с места в лёт, или мягко порхающая — человеческая душа.
В Древнем Египте «Ка» (Душа) изображалась в виде птицы с человеческой головой. Она находилась на губах умирающего.
У шумеров души умерших, находящиеся в царстве подземных богов, были одеты в птичьи перья.
У греков душа умершего покидала тело в образе малого, невидимого, но окрыленного существа, которое называлось: Eidolon — от этого слова и произошло слово «идол».
Переход индивидуальной души, после смерти человека, в тело птицы, было темой очень многих легенд. В том числе и морских. Ведь давным-давно замечено, что в открытом море чайки, альбатросы и буревестники кружатся возле кораблей, из-за чего стали считать, что это души утонувших моряков. Древний математик Пифагор в своё время писал о возможности трансмиграции душ. Позже поэт Овидий, развивая эту тему в «Метаморфозах», пропагандировал вегетарианский образ жизни, ибо поедая мясо убитого животного, вы можете есть своего далекого предка.

Когда Мухаммед, по преданию, оказался на небе, то он увидел Дерево Жизни, стоящее посередине огромного пространства. Плоды этого дерева возвращали молодость. Вокруг Дерева
Жизни росли разные лиственные деревья, на ветвях которых сидели чудесно поющие птицы с искрящимся оперением — это были души тех, кто до смерти оставался верным Исламу. Души же грешников вселились в хищных птиц…

Индийские «Упанишады» разделяют два вида потусторонних птиц: одни питаются плодами с Древа Жизни — это символ активной индивидуальной души; другие есть такие плоды не могут, они только смотрят на них — это символ чистого духа познания (Атма). Оба эти рода представляются как единая, но двуглавая птица.

Птицы «ангельского» рода пользуются особым «солнечным» языком. Он полон поэзии и изысканности. Согласно «Ригведе», ум (или мысль), это самая быстрая в полете птица. Слово, невидимая эманация души, это и есть крылья такой птицы. Впервые фразу «крылатые слова» использовал Гомер — 46 раз в «Илиаде», и 58 — в «Одиссее». Нынче это выражение, как известно, обозначает слово, которое повсеместно произносится, кочует…

Герои, побеждавшие один на один страшных драконов, иногда начинали понимать речь птиц. Так было с Сигурдом из древнескандинавской «Саги о Сигурде из Вольсунга», который убил дракона Фафнира, съел кусочек его сердца и вдруг начал понимать язык птиц. Святой Матфей понял язык голубя — Святого Духа, который сел ему на плечо и продиктовал Евангелие… Сцена эта изображена на порталах многих готических кафедральных соборов. Птичий язык вообще давным-давно является одним из важных мотивов фольклора разных народов.
А возможно, и большинства. В комедии Аристофана «Птицы», они прекрасно разбираются во всех человеческих делах. Сирано де Бержерак (французский поэт-сатирик и фантаст XVII века, герой одноименной романтической пьесы Э. Ростана, 1898 г.), изобретает таинственный способ понимать язык птиц, принадлежащих Аполлонису из Тианы (Каппадокия), Анаксимандру из Милета, и знаменитому Эзопу. В Коране почти то же самое рассказывается о царе Сулеймане (Соломоне). Один из знаменитейших персидских поэтов-мистиков — Фарид ун-Дин Аттар (ок. 1142—1220) написал поэму, которая так и называлась: «Язык птиц». В ней рассказывалось, как птицы выбирали на своем Верховном Совете царя, и выбрали временным властителем удода — пока не появится мифическая птица Симург.

Св. Франциск Ассизский разговаривает с птицей

Жрецы Древнего Рима — авгуры угадывали волю богов, в том числе, и по лету птиц. Ворожба такого рода бытовала и в Вавилоне, и через посредничество этрусков достигла Рима. Греков такой вид ворожбы смешил… До наших дней дошли отзвуки гадания по птицам. На вопрос: «А ты откуда это знаешь?» можно услышать шутливый ответ: «Сорока на хвосте принесла!» А у кукушек спрашивают: «Кукушка, а сколько мне ещё лет жить?»

Противопоставление птице — черепаха, а также — змея… В одном из своих романтических произведений советский писатель Максим Горький писал: "Рожденный ползать летать не может…

Птицы в античных мифах , атрибуты богов: Сова — Афина; Павлин, аист и кукушка — Гера; орел — Зевс… В болотах возле Симфальских ущелий в Аркадии гнездились птицы с острыми когтями, с мощными крыльями и твердыми клювами, с перьями, которые могли становиться острыми стрелами. Гераклу удалось прогнать этих птиц грохотом падающих камней… От рук Ахилла погиб герой Троянской войны Мемнон. Его друзья и соратники так тосковали по нему, что превратились в птиц-мемноид. Каждый год они прилетали на могилу Мемнона, а потом бросались в окна жилища Ахилла и пророчили ему смерть.

«Птица в клетке » — надежда на избавление, но и символ предательства.

В гадании по снам: птица к встрече с человеком, о котором вы последнее время думали.

________________________

Юнона

Птица является символом воздуха и атрибутом Юноны, когда она олицетворяет воздух, а также атрибутом одного из пяти чувств - осязания. В аллегорических изображениях Весны пойманные и прирученные птицы сидят в клетке. Во многих религиозных традициях птицы осуществляют связь между небом и землей. В египетской символике птицы - петух, феникс, орел, лебедь - ассоциировались со светом и духом, считались солнечными символами.


Бог Тот

Изображение головы божества или человека на фоне птицы имеет древние традиции: египетский бог Тот являлся в виде ибиса, а коленопреклоненные верующие изображались с пером на голове, которое свидетельствовало о передаче указаний свыше. Крылатым был и римский Амур (Купидон).

По аналогии многие народы изображали в виде птицы существо с более высоким уровнем сознания, посредника между человеком и богом. У американских индейцев жреца охраняет и вдохновляет птица грома орел. Еще одним примером птицы, символизирующей божественную мощь, является Гаруда в индийской Вишнавите. В этом смысле ангелы стали продолжением и развитием культового образа птицы.

В Африке птицы олицетворяют жизненную силу и часто изображаются в схватке со змеей, символизирующей силы смерти и разрушения. Этот же мотив встречается в Древнем Китае, где известен вид единоборства, называемый «схваткой журавля и змеи».

Древние сказания весьма богаты образами фантастических птиц. Так, птица рассвета Анка, недоступная взору, служит своеобразным Райская птица Сирин


Сирин

символом недостижимого, а легендарная птица румынской мифологии Майстра, которая кричит в сумерки, предвещает человеку его судьбу. Среди мифических птиц известны: Алконост - райская птица древнерусских сказаний, Острофил - ногайская птица, олицетворяющая силу Хаоса, птица Феникс, ставшая символом воскресения, гигантская птица Рух и невидимая птица Симург. Индусы эпохи Вед изображали солнце в виде огромной птицы - орла или лебедя. В нордической традиции считалось, что ветер порождается взмахами крыльев мифической птицы. Стимфалийские птицы с бронзовыми крыльями, клювами и когтями, которых перестрелял из лука Геракл во время путешествия аргонавтов за золотым руном, символизируют низменные желания.

Птиц, обладающих загадочным даром полета, с глубокой древности почитали божественными существами. Например, В Риме жрецы-авгуры совершали предсказания, изучая полет, крики и поведение птиц. Следы этих многовековых верований сохранились и в современных суевериях. Так, многим не нравится наблюдать птиц в полете, если их невозможно пересчитать. Одиночная птица, стучащаяся в окно или влетающая в помещение, обычно предвещает смерть, особенно если в доме есть больной. Дурной приметой считается увидеть или услышать днем ночную птицу. Птица с пестрым оперением в легендах разных народов нередко ассоциируется с дьяволом, а белая - со смертью.

До сих пор не забыто суеверие, что мертвые иногда возвращаются в птичьем обличье. Согласно поверью, души утонувших моряков вселяются в морских птиц. Во многих европейских странах существуют легенды о птицах-вестниках, связанных конкретными семьями.

Священные птицы

Птица Алконост

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Птица Сирин

Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Птица Гамаюн

Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог - птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».

Птица Феникс

Фе́никс (возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.
Согласно Геродоту, это птица в Ассирии. Живёт 500 лет. Упоминается многими античными авторами. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь, а не мифологический вид птиц. Позже — символ вечного обновления.

Птица Бенну

Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Солнца Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять».
По легенде Бенну появилась из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвалась из сердца Осириса. Изображалась в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.
Бенну олицетворяла воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировала солнечное начало.

Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.
Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Птица Симург

Симург - вещая птица, первоначально встречалась лишь в иранских мифах, но позже ареалом ее обитания стала и тюркская традиция (Симург перелетел туда, возглавляя стаю пери и дэвов).
На новом месте Симург вполне обжился, о чем свидетельствует, например, факт присутствия его в узбекских дастанах. В сказочных дастанах Симург - положительный образ: гигантская птица, как правило, помогает герою, оказывая ему транспортные услуги, - например, переносит к родным. В классической тюркской лирике образ Симурга несет уже иную смысловую нагрузку, - таинственная птица проживает на горе Каф - горной цепи, по краю опоясывающей землю и поддерживающей небеса, - то есть обитает на самом краю света.
Симург - фантом, его никому не дано увидеть. На языке поэзии выражение «увидеть Симурга» означает - осуществить несбыточную мечту. Этот образ получил дальнейшее развитие и несколько иную трактовку в суфийской литературе. В «Беседе птиц», знаменитой поэме персидского поэта Фаридиддина Аттара, Симург - это аллегорическое выражение подлинного знания, символ тождества творца и творения. Алишер Навои изложил свой вариант этой поэмы на тюркском языке, назвав ее «Язык птиц».
В поэме Навои птицы отправляются на поиски мудрого шаха Симурга, дабы он спас их от страданий жизни. Миновав семь долин (семь ступеней на пути совершенствования), пройдя множество испытаний, птицы в финале странствия достигают пышных садов единения - обители Симурга - где в каждой розе, словно в зеркале, видят собственное отражение.
Птицам открывается, что шах Симург - это они, тридцать птиц (из огромной стаи лишь тридцать достигли цели). Слово «си» по-персидски - тридцать, «мург» - птица.

Симург и его подданные едины:

Тот, кто был вознесен к единению разом,
Тайн единого бога достиг его разум.
Блеск лучей единенья даст свет его взгляду,
Меж “тобою” и “мною” разрушит преграду.
(Навои, «Язык птиц»)

Воплощая столь абстрактные идеи, Симург, тем не менее, не лишен вполне материального оперения: в поэме «Язык птиц» рассказывается, как, пролетая над Китаем, он обронил перо необычайной расцветки - сверкающее столь ярко, что весь Китай (в поэме - город) оделся сиянием. С этого дня все китайское население обрело пристрастие к занятию живописью. Самым виртуозным живописцем стал Мани, легендарный основатель манихейства (религии, сочетающей черты зороастризма и христианства), - в классической восточной поэзии Мани - образ гениального художника.
Таким образом, Симург, в дополнение к трем вышеозначенным ипостасям, может служить и символом искусства.

_________________________

Согласно тайским легендам - Гаруда - король птиц, живет в лесу Химавата, на одной из вершин Гималаев, а Нага - король пресмыкающихся, живет под океаническим дном, в подземелье, называемом Патала, и охраняют его москиты величиной с петуха.

Гаруда и Нага, птица и змея - сводные братья, их отец - Солнце, и они друг друга очень не любят. А все потому, что их матери постоянно враждовали, и однажды мать Гаруды проиграла спор матери Нага и по его условиям попала к ней в вечное рабство. Гаруда не вынес этого и вызвал своего брата Нага на бой. Он обратился в ястреба и стал преследовать змею. Чтобы спастись, Нага уполз к богу Вишну. Но тогда Гаруда напал не только на Нага, но и на самого Вишну. Бог Вишну вступил с Гарудой в переговоры, и они пришли к соглашению: Гаруда обязался слушаться бога Вишну и быть в его распоряжении, когда это потребуется, а если Вишну задремлет, что случалось довольно часто, Гаруда должен тенью от своих крыльев охранять отдых бога.

Изображение Гаруды, короля птиц, украшает знамя и дворцы тайских королей с древнейших времен и символизирует, согласно легенде, божественное происхождение королей Таиланда как воплощение бога Вишну.

___________________________

Каждое крылатое существо имеет символический смысл. Согласно Юнгу, птицы всегда доброжелательны, ибо благодаря связи с воздушной стихией считаются посланцами высшего мира. В «Наскальных рисунках Европы» Кюн приводит картину с изображением охоты на бизона. Важно, что рядом с бизоном изображен раненый охотник, около которого на шесте сидит птица. Вероятно, она символизирует душу, которая готова улететь от тела.
Использование птицы как символа души встречается в фольклоре всех народов мира. Обычно птицы выступают в функции волшебного помощника или вестника, а также представляют духов или ангелов, сверхъестественную помощь мысли и полеты фантазии. Вместе с тем они являются воплощением человеческой души (в причитаниях). Вдова сравнивалась с кукушкой,
осиротевший после смерти хозяина дом — с опустевшим гнездом.

Считалось, что именно птица приносит родным весть с того света:
Вот придет-то лето теплое,
Закукует в бору кукушечка,
А я выйду, горька горюшечка,
На прекрасное крылечко.
Загорюю я, сироточка,
Заболит мое сердечушко.

В индийской сказке великан объясняет своей дочери, где он хранит свою душу: «На горе растет дерево, его охраняют тигры, медведи, скорпионы и змеи, наверху дерева находится большая толстая змея, на ее голове — маленькая клетка, в клетке — птица. Эта птица и есть моя душа».

Данный сюжет перекликается с русской сказкой, где в утке спрятана смерть Кощея Бессмертного («На дубу сундук (ларец), в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце смерть»).

В христианской традиции птица (голубь) является олицетворением Святого Духа. Однако в данном случае символика связана не столько с семантикой птицы как таковой, сколько с ее белым цветом. Символика же птицы в Библии гораздо шире, о чем свидетельствует отрывок из Апокалипсиса: «И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы» (Апок., 18: 2).

Птицы, как и рыба, первоначально были фаллическим символом, наделенным созидательной силой. В фольклоре это качество привело к появлению большого числа сюжетов о говорящих птицах, которые могут открывать тайны, околдовывать героев, погружая их в волшебный сон, и, напротив, снимать колдовские чары. Иногда птицу рассматривают как метафору возлюбленного. Лефлер добавляет, что в мифах и фольклоре птицы воспринимаются как умные помощники героев. Они происходят от огромных птиц-демиургов древних народов, носителей небесных посланий и создателей нижнего мира. Отсюда и последующее значение птиц как посланцев.

Особенный цвет птиц является фактором, который определяет их второе значение. Голубая птица рассматривается Башляром как «результат воздушного движения», иначе говоря, четко ассоциируется с идеями. Но с нашей точки зрения, хотя это и может быть их источником, конечной целью идей является совсем иное. Они обозначают символ невозможного (как, например, голубая роза).

Как крылатые существа, птицы противопоставляются бескрылым, они образуют символ воздуха, непостоянство противопоставляется устойчивости. Однако, как указывает Диль, птицы и особенно стаи птиц (поскольку множество всегда является знаком отрицания) могут выражать и тяжелые последствия. Так, например, рой насекомых символизирует силы, находящиеся в процессе разложения, а также силы, которые плодородны, беспокойны, неопределенны и рассыпаются.

Геракл и стимфалийские птицы

В легенде о Геракле стимфалийские птицы обозначают стагнацию души и паралич духа, отрицают застойные злые желания. «Гигантская птица» всегда символизирует созидательное божество.

В индуистской ведической традиции солнце изображается в образе огромной птицы, орла или лебедя. Эту солнечную птицу зовут Гарудой, «истребителем нагов или змей». Аналогичная птица (Рух) представлена в арабских сказках. В древнеегипетских иероглифах знак птицы с человеческой головой обозначает душу, которая отлетает от тела после смерти.
В германской традиции встречаются и другие примеры солнечной птицы. Она также является символом штормов. В скандинавской мифологии упоминается о гигантской птице, называемой Хресвельг, от взмахов крыльев которой поднимается ветер.

У индейцев Северной Америки высшее существо часто приравнивалось к мифологическому воплощению молнии и грома в виде огромной птицы. Ей противостоит герой нижнего мира в виде змеи или змея. Иногда, как в греческой иконографии, их изображают с человеческими головами. В Коране рассказывается, что во время своего вознесения на небеса пророк Мухаммед обнаружил, что стоит в центре огромной площади, где находится Дерево жизни, чьи плоды возвращают молодость всем тем, кто их отведает. Дерево жизни окружено рощами и аллеями лиственных деревьев, на которых сидит множество птиц с ярким оперением, они сладкозвучно поют, это души правоверных. Души грешников, напротив, превращаются в хищных птиц.

Другими словами, птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения и быстроты духовных процессов и отношений. Они относятся к элементу воздуха и, как обозначено в случае с орлом, указывают на «возвышенность» и, соответственно, на «низменность» духа.
Данное общее символическое значение иногда сужается исключительно до особенного смысла, как часто бывает в традиционном символизме. Так, один священник описывает в своей проповеди различные типы духовности в людях как соответствующие различным видам птиц. Как он говорит, некоторые птицы, например голуби, простодушны; другие пронырливы, как куропатки. Одни могут подлететь на руку, как сокол, другие отлетают прочь, как курица. Некоторым нравится общество людей, среди них ласточки, другие предпочитают одиночество и уединение, среди них горлицы. Низко летающие птицы символизируют связь с землей, высоко летающие — духовное стремление.

Грозовая птица - это мифическое существо, почитаемое всеми индейскими племенами, проживающими в прериях. На рисунке птица украшает щит племени Дакота, она парит между четырьмя звездами, четырьмя султанами из перьев и четырьмя кардинальными точками.

Индейцы признают в грозовой птице существо, приносящее дождь, из ее глаз стреляют молнии, а удары крыльев вызывают гром. Орел, птица солнца, считается представителем грозовых птиц на земле. Чтобы усмирить птицу, вызвать милость и попросить дождя, ей преподносились дары в виде табака.

_________________

Птица Рох, несущая слона. Гравюра на меди. Й. Страданус, 1522 г.

Рух или птица-слон — в средневековом арабском фольклоре огромная (как правило, белая) птица размером
с остров, способная уносить в своих когтях и пожирать слонов и каркаданнов. На Ближнем Востоке ареалом её обитания обычно считались пределы Китая, а в самом Китае — Мадагаскар и прилегающие к нему острова.

Средневековые сообщения

Птица, способная переносить слонов, впервые упоминается в X веке в «Чудесах Индии» персидским автором по имени Бузург-ибн-Шахрияр. Аль-Бируни, не называя гигантскую птицу по имени, скептически сообщает о том, что её видели у границ Китая. Великий путешественник ибн Баттута пишет о том, что по дороге в Китай он воочию наблюдал, как с поверхности моря вспорхнула гора — это была птица «рух». Наконец, самое знаменитое описание птицы содержится в «Тысяче и одной ночи»: во время пятого путешествия Синдбада-морехода птица Рух в отместку за уничтожение её яйца истребляет целый корабль с моряками.

Птица Рух нападает на судно Синдбада-морехода

Среди европейцев первые сведения о гигантской обитательнице арабских морей сообщает странствующий раввин Вениамин Тудельский. Ему рассказывали, что, оказавшись выброшенными бурей на необитаемый остров, моряки подкарауливают огромных крылатых грифонов, ухватившись за которых они добираются до материка. Марко Поло поначалу тоже принимал птицу Рух за грифона — традиционного персонажа европейского фольклора. Из его сообщения следует, что арабские мореходы избегают окрестностей Мадагаскара, ибо там свирепствует это странное существо: Жители острова сообщают, что в определенную пору года из южных краев прилетают удивительные птицы, которых они называют „Рух“. С виду они напоминают орла, только размерами куда огромней; они так громадны и могучи, что лапами своими хватают слона и поднимают его в воздух, а поднявши, бросают на землю, дабы его убить и потом расклевать вплоть до костей. Люди, видевшие эту птицу, утверждают, что крылья ее в развороте достигают с края до края шестнадцати шагов, а перья имеют в длину восемь шагов и соответственную ширину.

Арабские купцы разбивают скорлупу яйца птицы Рух

Со слов Поло, великий Хубилай-хан послал на запад Индийского океана своих людей, чтобы они навели справки о существовании и повадках чудо-птицы, и они привезли ему перо птицы Рух. Современные комментаторы склонны считать это «перо» веткой винной пальмы, которая в изобилии произрастает на Мадагаскаре.

Подобно многим европейцам XV—XVI вв., Магелланов спутник Пигафетта находился под впечатлением от рассказов Поло и по прибытии на Яву собрал от местных жителей сведения об огромной птице, которая якобы охотится на буйволов. По мере расширения географических познаний европейцев существование птицы Рух было в XVII в. поставлено под серьёзное сомнение.

Научное объяснение

Исследователи фольклора склонны производить арабскую птицу Рух то ли от персидского симурга, то ли от индийской Гаруды, которая в Махабхарате и Рамаяне изображена уносящей в когтях слона, сражающегося с черепахой. Возможно, к этой же группе баснословных существ следует отнести известную по еврейским поверьям райскую птицу Зиз.

Привязка птицы Рух к Мадагаскару, возможно, не случайна — до XVII века остров населяли гигантские птицы семейства эпиорнисовых. Подобно страусам, они не летали, поэтому взрослого эпиорниса весом до 500 кг и ростом до 3 метров заезжие арабы могли принять за свежевылупившегося птенца гораздо более крупной, летающей птицы.

______________________


Птенчик. Автор - Ольга Боровик

Тот - бог мудрости, знаний, покровитель писцов, архивов и библиотек. Тот научил египтян письму и счету, создал календарь. Его изображали с палеткой писца в руке и с головой священной птицы ибиса. Ибисы прилетали в Египет весной, во время разлива Нила, поэтому Тот связан с весенним пробуждением природы. В одном из мифов он возвращает домой покинувшую Египет богиню животворной влаги Тефнут, после чего наступает весна. (Сюжет см. Тефнут.) Иногда Тот предстает в образе своего священного животного - павиана.

Египетский бог Тот, в самом начале своего почитания, являлся левым глазом бога Гора, которое было повреждено в сражении с египетским божеством Сетом. В период Древнего Царства данный бог приобретает черты самостоятельного бога, которого некоторые даже называли сыном бога солнца Ра.

В мифологии бог мудрости Тот считался покровительствующим письму и образованию. Кроме как изобретатель письменности, божество Тот был учредителем большого количества обрядов религиозного содержания. Одновременно с богом Хех он значился как божество времени. Место Тота в пантеоне богов Древнего Египта - писец, визирь Ра, секретарь судебных заседаний.


Места почитания Тота

Самое основное место для почитания древнеегипетского бога Тота - Шмун, или, по другому - Эшмунен. Культ Тота становится популярным после того, как Гермополь начал играть наиболее важную роль в политике Египта.

Тот или Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священными животными Тота были ибис и павиан, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса, иногда с папирусом и письменным прибором в руках. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела.

Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. "Владыка времени", он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет.

Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.

Известно, что его дочерью или сестрой (женой) была богиня письма Сешат; атрибут Тота - палетка писца. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя, центра культа Тота. Бог "управлял всеми языками" и сам считался языком бога Птаха. Как везир и писец богов, Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника.

Поскольку Тот участвовал в оправдании Осириса и давал приказ о его бальзамировании, то и принимал участие в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и вел его в царство мертвых. На этом основании Тот идентифицируется с греческим вестником богов гермесом, который считался психопомпом ("ведущим души"). Тот часто изображался также вместе с павианом, одним из его священных животных. Эллины отождествляли бога Тота с Гермесом.

Бог-творец Тот, культ которого зародился в Гермополе, постепенно обретал новые важные функции: он стал богом луны, а также покровителем письменности, образования и наук, счета и мер. Все знания, которыми обладает человек, исходили от Тота.

Главное достоинство Тота - его интеллект, поэтому его величайшая добродетель состоит в том, что он всегда мудр и сведущ. Недаром боги назначили его своим секретарем и вестником. На древнее происхождение Тота указывает легенда, согласно которой он родился из черепа Сета. Однако, как ни странно, Тот не перенял ни один из недостатков этого грозного бога. Он не строит козней из эгоистических соображений, а напротив, непрестанно трудится ради того, чтобы мир оставался таким, каким его пожелал видеть Ра. Тот тоже путешествует на ладье вместе с Ра, и это единственное, что сближает его с Сетом. Как бог луны, он считался ночным отблеском Ра, его «глашатаем в небесах». В Гермополе Тот стал еще и демиургом, который сотворил мир силой одного только разума. И египтяне верили, порядок во Вселенной столь совершенен, потому что Тот - мудрый бог, который «исчисляет все сущее».

Его изображения

Тот известен преимущественно в двух обличьях. С эпохи Древнего царства он изображался в виде ибиса, удивительной белой или красной птицы с длинным, слегка загнутым клювом, хорошо знакомой обитателям берегов Нила и Дельты. Изображения Тота в виде павиана относятся к более позднему периоду. Антропоморфные изображения бога с головой ибиса встречаются довольно часто, а вот видеть Тота с головой павиана в египетском искусстве доводится гораздо реже.

Мифы о Тоте

Тексты, рассказывающие о Тоте, связывают его с мудростью, знанием и, в более широком смысле, с устройством небесного и земного мира. Неудивительно, что жители Древнего Египта, и особенно его выдающиеся правители, стремились подражать уму и практическим умениям Тота. Поэтому Тота вполне справедливо можно назвать богом-образцом для смертных!

Тот создал мир одним своим словом. Так гермопольская космогония описывает начало мира. Но в сотворенном мире нужно было навести порядок! Сердце Тота исполнено разума. Именно этому богу смертные обязаны существующим положением вещей. В нелегком деле упорядочивания вселенной Тоту помогала Сиа, персонифицированное знание.

Для столь сложного предприятия Тот изобрел язык. При помощи слова, которое было сотворено разумным, мир создавался по воле бога. Начала действовать сложнейшая небесная механика. Умудренный знанием Тот довел до совершенства каждое звено системы. Недаром его называют «тем, кто исчисляет все сущее»!

Оставалось записать акт творения и устройство мира, чтобы ничто и никогда не было утеряно. И Тот изобрел письменность. Он - «тот, кто писал первым». Как хранитель величайших знаний, он стал наставником писцов.

Но во что может превратиться мир без правосудия? Маат, единственная истинная справедливость, живущая среди богов и в сердцах людей, была необходимым дополнением этого мира. Поэтому Тот «написал Маат».

Во всем - знаниях, организованности, правосудии - Тот был настоящим образцом для подражания, на который ориентировались все люди, начиная с самого фараона и его помощников.

Обязанности Тота

Тот занимал почетное место среди других богов. Он не только участвовал в божественном суде - он был его секретарем, тщательно записывающим все решения. Кроме того, его назначили хранителем печатей суда. И наконец, Тот часто вмешивался в распри между богами. Роль, которую он сыграл в разрешении спора между двумя заклятыми врагами, Сетом и Гором, снискала ему глубокое уважение. Он - талантливый арбитр, «тот, кто сумел развести двух сражающихся», а это подвиг, вызывающий восхищение, если помнить о том, какую ненависть Сет питал к своему племяннику Гору.

Но Тот заседал и в другом суде: том, который определял добродетельность сердец умерших - Страшном суде! Именно Тот записывал результаты психостасии (взвешивания души), совершавшейся в присутствии Маат. Как только маленькая богиня истины провозглашала свое решение, и Тот заносил его в свои таблички для письма, бог-ибис вместе с Анубисом наделял умершего новым дыханием... Разумеется, если последний был сочтен достойным жизни в царстве Осириса! В этой функции Тота называли автором священной «Книги дыхания», отрывки из которой жрецы зачитывали во время погребальных церемоний.

Тот, божественный визирь

Всякий, хоть сколько-нибудь знакомый с мифологией и историей Древнего Египта, наверняка уже заметил сходство между порядком, существовавшим в мире людей, и порядком в мире богов! Разумеется, один послужил образцом для другого. Вопрос только в том, какой именно...

Разве фараон не безраздельно правил Древним Египтом, подобно Ра, царящему на небесах?.. Но государь не может уследить за огромной страной в одиночку, поэтому фараону во всем помогал его верный слуга - визирь. И задачи последнего вполне справедливо можно сравнить с функциями Тота. Подобно тому, как визирь был правой рукой фараона, Тот был правой рукой Ра. Фараон и визирь так же, как Тот и Ра, разделили между собой власть над государством, и суть этого разделения заключалась в том, что правитель (как на земле, так и на небесах), вмешивался лишь в случае серьезного кризиса. А Тот, подобно визирю, решал все повседневные дела и хлопоты, связанные с управлением миром. Он был верным и мудрым советником царя, и всегда мог предложить своему повелителю какие-то идеи и подсказать возможные решения проблем.

Кроме того, ему предписывалось лично следить за исполнением всех решений божественного суда, как и за тем, чтобы о них извещался каждый член пантеона. Одним словом, он был незаменимым помощником верховного бога. Надо сказать, что Ра очень быстро это осознал и оценил его заслуги по достоинству. В результате Тот по ночам стал тем же, чем Ра был днем: светом!

Книги - дар Тота

Египтяне древности считали Тота, изобретателя письменности, автором большинства сочинений. С их точки зрения, такое изобилие знаний могло быть только божественным. Кроме того, многие верили, что все эти книги - и свитки папируса, и тексты, высеченные на стенах храмов - были дарованы человечеству самим Тотом, который намеренно оставил их на полу нескольких святилищ. Произошло это много-много лет назад...

Тот - «ночной Ра»

И действительно, по воле Ра, Тот сделался богом луны. Причина этому кроется в событиях, произошедших еще на заре времен. Великий, но уже состарившийся, демиург Ра устал от нескончаемых людских распрей и решил отойти от дел. Он поднялся высоко в небо, освещая его только в течение дня, а на ночь, спускаясь вниз, в подземный мир.

Так земля лишилась света на половину времени, и впервые появилась ночь. Ра, осознавая проблему, обратился к Тоту: «Ты займешь мое место, станешь моим заместителем. Тебя будут называть Тот Занимающий Место Ра. Ты окружишь оба неба своей красотой и светом». И луна наполнила ночь тем светом, который соблаговолил ей дать солнечный Ра. Кроме того Тот, отмечавший дни и ночи, очень рано стал считаться изобретателем календаря. Но в этом деле он подшутил над людьми, за что те иной раз его упрекали.

Шутливый календарь

В создании календаря Тот, похоже, преуспел меньше, чем в других своих начинаниях. Будучи богом-луной, он «считал годы» и «подразделял годы и месяцы». Однажды в партии в сенет он выиграл пять эпагоменальных дней, которые тут же поместил в самый конец года, благодаря чему богиня Нут смогла наконец произвести на свет своих детей. Но все сложные подсчеты и мудреные уловки Тота вскоре привели к появлению значительных несоответствий в календаре, что доставило немало хлопот несчастным смертным.

Игра сенет, вошедшая в моду в Новом царстве, напоминала одновременно шашки и нарды. Партия разыгрывалась на доске с тридцатью клетками, по которой передвигали шашки, бросая по очереди кости.

Мудрый зануда!

Несомненно, Тот был очень мудрым богом. Но его интеллектуальное превосходство вскоре стало раздражать всех богов пантеона. Своими торжественными речами и высокопарным стилем Тот ужасно надоедал слушателям. И хотя боги очень уважал и помощника Ра за обширные знания, порой они не могли удержаться от замечаний. Так, однажды Исиду обеспокоило состояние здоровья ее сына, Гора. Она обратилась за советом к Тоту, а он, вместо того, чтобы ответить прямо, пустился в нескончаемые отвлеченные рассуждения. Раздосадованная Исида прервала его: «Тот, до чего мудро твое сердце, но до чего медленны твои решения!» 

Несовершенный календарь

Чтобы определить начало года, египтяне сверялись с главным событием в их жизни: разливом Нила, который каждый год начинался примерно в одно и то же время - около 20 июля. Почти одновременно с подъемом воды на небе ранним утром восходила звезда Сотис (которая в течение долгих недель оставалась за горизонтом), и этот легко определяющийся день становился началом года, продолжительность которого составляла триста шестьдесят пять дней. Но египтяне не учитывали, что Земля совершает оборот вокруг Солнца за 365,24 дня. Довольно быстро расхождение между официальным и природным годом стало очень велико, и каждые четыре года оно увеличивалось на один день, так что через сто двадцать лет достигло одного месяца! И только спустя тысячу четыреста пятьдесят шесть лет ожидания фактический год снова совпал бы с исчисляемым! Проблему решили римляне, придумавшие високосный год.

Тот, Гор и око уаджет

Вот что происходит, когда математики вмешиваются в мифы! После того, как Сет убил своего брата Осириса, юный Гор восстал против него, чтобы отомстить за отца. Но Сет тут же вырвал у него глаз, который разделил на шесть частей. Бог Тот, покровитель врачевателей, пришел на помощь Гору и исцелил поврежденный глаз, но как! Он просто плюнул на него! Изображение шести частей глаза Гора (ока уаджет) древние египтяне традиционно использовали для написания шести дробей от 1/2 до 1/64.

Родственные связи Тота

У Тота, как у любого демиурга, не было родителей, как утверждала гермопольская космогония. Однако в других местах считалось, что его произвел на свет Сет. И это было удивительное событие! Тот родился в самый разгар противостояния Сета и Гора. Сет очень любил салат. Зная о его слабости, Гор подмешал свое семя в любимое кушанье Сета, и последний мигом его проглотил. От этого гомосексуального оплодотворения родился Тот, выйдя изо лба Сета.

Супругой Тота иногда считалась богиня Нехметауи, а сыном - юный Хорнефер (часто упоминавшийся в Поздний период). Однако прежде всего Тот был «главой восьмерых» (Хнуму) - четырех пар первородных божеств, воплощающих неупорядоченную материю до акта творения (первородный океан, небытие, пустоту и т. п.). И наконец, в Новом царстве Тот считался сыном Ра и богини Нейт.

Культ Тота

Культ бога Тота проявлялся в самых разных действиях, как повседневных, так и исключительных. Они упорядочивали жизнь всех египтян, от самых бедных до самых зажиточных.

Праздники и храмы, основание зданий, некрополи священных животных, различные амулеты, меры, которые постоянно использовали даже самые скромные ремесленники - все это являлось частью культа бога Тота, покровителя писцов.

Вездесущий Тот и его чествование

Тот был богом, для которого египтяне возводили персональные, только ему одному посвященные святилища. Подобные храмы располагались, разумеется, в Гермополе Великом (в Верхнем Египте) и в Гермополе Малом (в Нижнем Египте), а также и в Гелиополе, Мемфисе и даже Фивах - городе Амона. Его культ постепенно распространился и далеко за пределы страны, до территории современного Судана, и был особенно силен в Нубии. Там, где не имелось посвященных Тоту храмов, он присутствовал в других святилищах в качестве «приглашенного бога». С наступлением месяца тота (июль-август) гермопольского бога чествовал весь Египет. Завершались эти торжества в девятнадцатый день того же месяца большим пиршеством. Столы ломились от мяса, инжира и меда.

Оракулы от имени Тота

Культ этого бога проявлялся также в более частных, но не менее зрелищных обрядах предсказаний. Слова бога, исходившие из уст человека, оказывали сильное воздействие на людей. Одним из самых примечательных был оракул Каср-эль-Агуза. В этом маленьком храме Тота называли «тем, кто внемлет». Но прежде всего он был «тем, кто знает, кто предвещает завтрашний день, кто видит будущее, не ошибаясь». Когда говорит оракул, через него высказывается Тот. Распространенный в Древнем Египте обряд неизменно впечатлял простой народ!

Око Уаджет

Среди множества амулетов, распространенных в Древнем Египте, было «здоровое око», глаз Гора, который Сет вырвал у своего племянника в сражении и рассек на шесть частей. Врачеватель Тот взялся за столь непростой случай и успешно восстановил зрение Гора. С тех пор в память об этом событии изображение каждой из шести частей ока Гора традиционно использовалось для записи дробей - мер зерна. Око уаджет символизировало также безупречный солнечный диск.

Некрополи священных животных

Тот говорил устами своего оракула, но египтяне постоянно встречались с ним и в повседневной жизни: ибис (древнеегип. хеби), птица, в те времена в изобилии встречавшаяся на берегах Нила, считалась воплощением бога. И потому это ничего не ведающее создание удостаивалось, подобно человеку, пышных похорон. Забальзамированные и мумифицировавшиеся ибисы могли занимать целые некрополи: на одном из самых знаменитых, расположенном на севере Саккары, археологи нашли тысячи мумий этих птиц! К павианам, хотя и менее многочисленным, относились с не меньшим вниманием. Это лишний раз доказывает силу повседневного культа Тота.

Поклонение врачей и землемеров

Тота, сумевшего исцелить глаз бога Гора, вырванный Сетом, глубоко почитали лекари (как самые скромные - сину, так и самые зажиточные - уабу), а также жрецы, бывшие врачевателями при храмах. Бог помогал врачам, так же, как и писцам, которые были обязаны Тоту умением писать и пользовались его покровительством.

Создание алгебраических дробей, в свою очередь, снискало Тоту уважение представителей всех профессий и ремесел, которые были так или иначе связаны с различными измерениями, в том числе, математиков и землемеров. Надо сказать, что в Древнем Египте измеряли и отмеряли многое: зерно, земли и прочее. Тот, как бог (и создатель) всех мер неизменно присутствовал в повседневной жизни большинства египтян. Вместе с богиней Сешат Тот был самой подходящей кандидатурой для того, чтобы следить за обрядами основания храмов, которые строил фараон.

Архивариус фараона

В силу своих выдающихся умственных способностей Тот был очень близок к фараону. Этот бог даже иногда заменял Сета в обряде сематауи, празднике в память об объединении Обеих Земель Верхнего и Нижнего Египта.

Тот участвовал и в церемонии коронации правителя. Более того, этот бог был его архивариусом: египтяне верили, что он собственноручно записывает тронное имя фараона, объявляющееся писцом из Дома Жизни, на листьях священного дерева ишед. И Тот говорил: «Я сделал так, что твое право на трон будет длиться миллионы лет и сотни миллионов юбилеев». По этому случаю на все четыре стороны света отпускали птиц, среди которых был, конечно же, и ибис, священная птица Тота. Так разве не по праву будет назвать этого бога первым хронистом в истории?

Запись имени фараона

Запись тронного имени фараона на священном дереве ишед была главной частью церемонии коронации. Одно из самых примечательных сохранившихся изображений этого Момента, дошедшее до нас, происходит из гипостильного зала храма Амона, расположенного в Карнаке. Оно посвящено Сети I, фараону из XIX династии (1306-1290 гг. до н. э.). Сцена разворачивается во дворе храма Солнца в Гелиополе. Фараон, увенчанный хепрешем, держит жезл хека, который вручили ему жрецы. Он стоит, преклонив колени, под деревом ишед. Позади него Тот, с телом человека и головой ибиса, записывает длинным заостренным каламом имя нового правителя на одном из листьев дерева.

Египетский священный бог по имени Джехути, по-другому его называли еще Тот (иногда Тут или Тоут), всегда изображался с головой птицы ибис. Его считали тем, кто дает свое благословение изучающим различные науки, пишет книги, священные и обычные. Он был богом мудрости, знаний и луны. Но сегодня речь не о самом мифическом божестве, а о той священной птице древнего Египта, которая была олицетворением этой самой мудрости и ума, - ибисе.

Описание длинноногого красавца

Ибиса можно причислить к средним видам птиц. Его размеры сравнительно небольшие: рост составляет около 60-70 см, а вот длина тела может достигать внушительных размеров - больше метра. Размах крыльев - 130 см. Это представитель семейства ибисовых, отряда аистообразных. Птица весит порядка 4-5 килограмм и весь свой вес удерживает на длинных худеньких ногах. Ибисы очень похожи на цапель и аистов: их роднят длинная шея, ноги и клюв. Длина клюва ибисов может достигать 40 см, а шея до полуметра. Продолжительность жизни в дикой природе составляет порядка 20 лет. Стоит отметить, что эти птицы моногамны, то есть выбирают себе пару раз и навсегда. Пожалуй, это достаточно полное описание ибиса, чтобы сформировать о нем общее представление.

Основные окрасы священной птицы

В природе птица ибис бывает четырех окрасов: белого, черного, красного и серого. Самым часто встречающимся видом этой священной птицы принято считать черного представителя породы. Его отличительным признаком является голая шея черного цвета, длинный загнутый клюв и тонкие ноги, также имеющие черную окраску. На крыльях таких ибисов присутствует обилие белых перьев, сгруппированных в самом центре маховой зоны. Они образуют небольшой овал правильной формы, который очень контрастирует с вороным окрасом птицы. Нередко можно увидеть полностью черного представителя птицы ибис, а бывает, что только голова, точнее хохолок на ней, будет ярко-красным.

Ибисы белого цвета отличаются тем, что на концах их крыльев присутствует обилие перьев черного цвета, поэтому, если увидеть птицу летящей с расправленными крыльями, может создаться впечатление, будто высшие силы по самому краю нарисовали яркую окантовку. Ноги и голая шея белого ибиса красные. Кстати, "белоснежный" ибис-альбинос, у которого отсутствует любой другой цвет в окраске, достаточно редкий вид в природе. Он более всех похож на аистов, цапель и даже немного на фламинго.

Птица Африки ибис серого цвета может похвастаться обилием разнообразных оттенков на своем оперении: это могут быть большие яркие оранжевые пятна на спине или россыпь таких же, только маленьких, у них может быть белое брюхо или хвост, также встречаются особи с желтой шеей.

Само совершенство

Высшим и совершенным творением природы считают красного ибиса. Когда он молод и находится в самом расцвете сил (около 2 лет), его перья имеют очень яркий окрас, горя красным пламенем. Однако спустя несколько линек цвет перьев тускнеет, птица уже не выглядит такой яркой.

Среда обитания

В жарких странах с тропическим, субтропическим или умеренным климатом чаще всего и можно встретить ибиса. Они обитают на берегах водоемов, вдали от людей. Принято считать, что ибис - птица Африки или Южной Америки, однако раньше, несколько веков назад, длинноклювые красавцы селилась в горах Европы, гнездясь в отвесных скалах. Климатические изменения и человеческое разрушительное вмешательство - охота - заставили представителей священной птицы покинуть горные районы и спуститься ближе к воде. Они предпочитают реки, озера или болота, заросшие камышом и тростником. Некоторые ибисы все же, возможно по зову своих предков, остались жить в каменистых саваннах, где воды практически нет. Но, как известно, в природе есть закон, при котором животные приспосабливаются к условиям обитания, принимая их. Ибисы любят компанию, они строят гнезда и расселяются там, где у них непременно будут соседи: цапли или бакланы. Гнезда могут располагаться на земле и на деревьях. Потомство выводят раз в год. Невероятный факт про представителей священной птицы ибис - это то, что они практически не используют свои голосовые связки, не перекликаются с себе подобными и не поют песен. Длинноногие красавцы весь день проводят на охоте, а ночью возвращаются в стаю на отдых. Излюбленные лакомства: лягушки, мелкая рыба, улитки и некоторые виды насекомых. Ибиса можно увидеть в Японии и Китае, однако сейчас их популяция настолько сократилась, что представители общества защиты животных вынуждены бороться буквально за каждого птенца в отдельности, чтобы сохранить популяцию. Единственное место на земле, где ибиса берегут и охраняют, - это Марокко. Там всего за несколько лет удалось значительно увеличить количество особей этого вида птиц.

Почему ибиса считают священной птицей?

В древнем Египте ибиса считали символом рассвета, мудрости и знаний, а за его убийство была предусмотрена высшая мера наказания - смертная казнь. Наиболее всех почитали белого представителя семейства аистовых, с ярко окрашенными черным цветом кончиками крыльев. На древних фресках египтяне изображали бога Тота в человеческом обличии, но с головой птицы ибис. Возможно, с тех самых пор длинноногих и длинноклювых красавцев причислили к священным птицам, однако научного подтверждения данного факта нет.