Внеклассное мероприятие "В мире профессий"
Цель: познакомить с особенностями некоторых профессий;Задачи:
Образовательная : расширить представление детей о профессиях;
Коррекционные : развивать связную речь, совершенствовать общие речевые навыки, развивать память, логическое мышление и воображение, способствовать развитию восприятия, внимания, мышления;
Воспитательные: воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, воспитывать трудолюбие.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук (или компьютер)презентации, карточки с заданиями, азбука, рисунки с изображением профессий, программное обеспечение MS Office 2007
Ход мероприятия:
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о профессиях. А что такое профессия? Профессия – это труд, который люди выбирают на всю жизнь. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь. Учение – тоже труд, и труд не простой. Человек любой профессии обязан трудиться.
Дидактическая игра «Догадайся, какая пословица»
Мультимедийная презентация
Воспитатель: Известно очень много пословиц и поговорок о труде. Попробуйте по двум словам отгадать всю пословицу.
Дело – мастер.
Труд – лень.
Труд – рыбка.
Руки – скуки
Ответы:
Дело мастера боится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Руки не для скуки.
Дидактическая игра «Продолжи пословицу»
Мультимедийная презентация
Воспитатель:
Следующее задание: нужно продолжить пословицу.
1. Человек трудом …
2. Славен человек не словами…
3. Птицу узнают в полете, …
4. Кто любит трудиться, …
5. Тяжело тому жить, …
Ответы:
1. Человек трудом велик.
2. Славен человек не словами, славен делами.
3. Птицу узнают в полете, человека в работе.
4. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
5. Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
Дидактическая игра «Загадки»
Мультимедийная презентация
Воспитатель
: На свете много самых разных и интересных профессий. А сейчас приготовьтесь внимательно слушать стихи – загадки
.
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты,
Винегреты, все завтраки обеды?
(Повар)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро.
Сам расписан он пестро.
(Маляр)
Цветы растить и бабочек ловить,
На все смотреть и все запоминать,
И все родное, русское любить?
(Учитель)
Кто у постели больного сидит?
И, как лечиться, он всем говорит?
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров –
Разрешит погулять.
(Врач)
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? -…
(Пожарники)
Мультимедийная презентация «Редкие профессии»
Воспитатель:
Об этих профессиях вы, наверняка уже слышали. А вот существуют такие редкие профессии, что я думаю, вы о них даже не подозреваете.
В Антарктиде самая редкая профессия на Земле – «переворачиватель пингвинов». Дело в том, что если пингвин упадет на спину, то не может встать самостоятельно. В Антарктиде рядом с аэродромами, где летают самолеты-вертолеты, пингвины так сильно задирают голову на звук, что некоторые из них падают на спину. После каждого взлета или посадки переворачиватель пингвинов ходит вокруг аэродрома и ставит бедных пингвинов на лапы.
В штатном расписании транспортной службы есть должность «усотёра». Человек, занимающий ее, обязан стирать пририсованные усы с лиц, изображенных на плакатах и рекламных объявлениях. Работы хватает: специалист занят полную рабочую неделю, по 8 часов в день.
Самая экзотическая профессия существует в израильской хлебопекарной промышленности: здесь введена должность инспектора, который измеряет отверстия дырки в бублике. Они должны быть одинакового размера.
Физкультминутка
«Профессии»
Мы в профессии играли:
Вмиг мы лётчиками стали!
В самолете полетели.
Вдруг шоферами мы стали,
Руль в руках теперь у нас
Быстро едем дружный класс.
А теперь на стройке мы
Кладем ровно кирпичи,
Раз кирпич и два и три
Строим дом мы, посмотри.
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
Дидактическая игра «Назови профессии»
Мультимедийная презентация
Воспитатель
: Следующая игра называется «Назови профессии», нужно вместо точек поставить слово по смыслу, и мы узнаем действия некоторых профессий.
Самолетом правит… пилот
Трактор водит… тракторист
Электричку –…. машинист
Стены выкрасил …маляр
Доску выстругал… столяр
В доме свет провел… электрик
В шахте трудится… шахтер
В жаркой кузнице …кузнец
Кто все знает – …молодец.
Дидактическая игра «Что кому нужно»
Мультимедийная презентация
Воспитатель
: Выполним следующее задание. У вас на столах конверты с пазлами, нужно правильно собрать и вы узнаете какой профессии, что нужно.
Воспитатель: Проверим, правильно, ли вы собрали пазлы. Посмотрите на экран. У всех так получилось?
Парикмахеру – ножницы, расческа.
Учителю – книга, доска.
Футболисту – мяч.
Врач – градусник, шприц.
Скрипачу – скрипка.
Продавцу – весы, калькулятор.
Повар – кастрюля, половник.
Слесарь – отвёртка, молоток.
Дидактическая игра «Назови профессию»
Воспитатель:
Сейчас я буду произносить фразы соответствующим тоном, которое принадлежит, определенной профессии вы должны догадаться обладатель какой профессии так говорит:
- Московское время десять часов пятнадцать минут…
- Принести вам чаю…
- Откройте рот и скажите6 «А – а – а…
- Мороженное… сливочное, шоколадное…
- Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области туман.
- Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «Комсомольская»
- тема сегодняшнего урока: «Имя прилагательное»
Дидактическая игра «Профессиональная азбука»
Воспитатель
: У меня на столе буквы, я выбираю любую букву, показываю вам, а вы называете профессию на эту букву.
А - аптекарь, архитектор
Б – библиотекарь, бетонщик
В – врач, водитель
Г – геолог
Д – доктор, доярка (и т. д.)
Дидактическая игра «Найди название профессии»
Мультимедийная презентация
Воспитатель : У вас на столах карточки, возьмите их. В буквах спрятались, названия профессий, найдите их и подчеркните.
Ответ:
Ватокарьслкпврачмлковшповарбд
каоучительвдепродовецтдхудожник
Воспитатель
: Назовите профессии, которые вы нашли. Посмотрите на экран, сравните у всех так получилось?
Домашнее задание «Моя будущая профессия»
Воспитатель : Проверим выполнение домашнего задания. На рисунке вы должны были изобразить свою будущую профессию.
Ученик показывает рисунок и объясняет, почему он выбрал данную профессию.
Вешает на доску, таким образом, получается выставка рисунков «Кем я хочу стать»
Воспитатель: О разных профессиях мы вспомнили сегодня. Очень важно, чтобы человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, что правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь в будущем.
Презентация на тему: Мир профессий
БОУ « Самсоновская средняя общеобразовательнвя школа» Омская область, Тарского района
Подготовила классный руководитель 9 класса
Гапеева Раиса Николаевна
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Эзоп
Цель: знакомство учащихся с различными профессиями; развитие живого интереса к многообразному миру профессий.
Задачи: воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным;
усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии;
показать, какие профессии являются перспективными
в современном обществе
- ПРОФЕССИЯ
- СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
- КВАЛИФИКАЦИЯ
- ДОЛЖНОСТЬ
- Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития
- Специальность – вид занятия в рамках одной профессии
- Квалификация – это уровень профессионального мастерства
- Должность – это место, занимаемое человеком в организации
ЛИШНИЕ ЛЮДИ НА РЫНКЕ ТРУДА
В Западной Европе, по данным ООН, только 39% молодых людей от 15 до 24 лет обеспечены работой, в России этот показатель ещё ниже – 31%.
- 1 ГРУППА: САМЫЕ МОДНЫЕ ПРОФЕССИИ
- 2 ГРУППА: САМЫЕ ЗАБЫТЫЕ ПРОФЕССИИ
- 3 ГРУППА: ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ ВСЕГДА НУЖНЫ
- 4 ГРУППА: САМЫЕ ОТВАЖНЫЕ ПРОФЕССИИ
ТЕСТ «ТЫ И ТВОЯ ПРОФЕССИЯ»
Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие.
Первый тип : 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип : 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип : 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип : 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип : 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
ТЕСТ «ТЫ И ТВОЯ ПРОФЕССИЯ»
- Web- программист ,wed – дизайнер
- Аудитор
- Бренд – менеджер
- Логистик
- Маркетолог
- Мерчендайзер
- ТИТЕСТЕР
- ПОСТИЖЁР
- МАСТЕР СПЕЦЭФФЕКТОВ
АУКЦИОН « Профессия в песне»
САМАЯ ТРУДНАЯ ПРОФЕССИЯ - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ Хосе Хулиан Марти
- Что интересного вы узнали сегодня?
- Что осталось в памяти
- О чем можно задуматься
МИР ПРОФЕССИЙ ХХI века. Учащимся 9-11 классов Автор: Аникина Татьяна Николаевна Учитель географии, классный руководитель МБОУ «Хотьковская СОШ № 5»
Цель: познакомить учащихся с многообразием профессий и с профессиями 21 века.
Задачи: 1) сориентировать учащихся в огромном мире профессий;
2) помочь определиться в выборе будущей профессии.
У МЕНЯ РАСТУТ ГОДА,
БУДЕТ МНЕ СЕМНАДЦАТЬ.
КЕМ РАБОТАТЬ МНЕ ТОГДА?
ЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ?
В. Маяковский
Что может быть
важнее в семнадцать
лет, чем выбор
профессии, которой
будет посвящена вся
твоя последующая
жизнь?
ЗНАНИЯ –
СИЛА И ДЕНЬГИ
Михаил Ломоносов, гонимый жаждой
знаний, прошагал тысячи вёрст до Москов-
ского университета и, не будучи богат, стал
велик и знаменит. В наше время хорошее
образование стоит немалых денег:
количество бюджетных мест в вузах сокра-
щается, второе высшее можно получить
только платно. Но есть способ съэкономить…
Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне и наяву
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнёздах,
Расскажет тихо о Луне,
Ракетах, спутниках и звёздах.
Пускай мой дом пребудет вечно,
Пускай в нём будут хлеб и смех.
Туда я буду возвращаться бесконечно,
И только с ним возможен мой успех.
Есть много профессий
хороших и разных…
Доктор лечит нас от кори
Есть учительница
Маляры и плотники -
важные работники
Мы построим новый дом,
Будем дружно жить в нём.
Каменщик
Повар варит нам компоты –
Это очень хорошо!
Повар делает котлеты –
это тоже хорошо!
Ежегодно появляется до 500 (!) новых профессий.
Некоторые, отражая специфику конкретного времени и сложившейся ситуации,
«живут» лишь 5 – 15 лет,
затем «умирают» либо трансформируются до неузнаваемости. Всего же, согласно единому
тарифно-квалификационному справочнику, насчитывается до 6 тысяч профессий.
Выбрать нелегко!
Вот несколько новейших и самых перспективных .
МИР ПРОФЕССИЙ XXI века
Аварийный комиссар -
сотрудник страховой компании, предпочтительно юрист по образованию, определяет размер от ущерба и оценивает обязанности компании перед клиентом, попавшим в ДТП.
Арбитражный управляющий -
на период банкротства становится
«новым директором» предприятия,
контролирует его работу, стремясь вывести
из долговой зависимости.
Образование – высшее юридическое или
экономическое плюс специальные курсы
подготовки.
специалист по закупке модной одежды и обуви. Отбирает свежие коллекции на выставках и показах, хорошо разбирается
в тенденциях моды и предпочтениях покупателей.
По образованию, как правило, товаровед.
юрист, специализирующийся на разрешении трудовых конфликтов
со стороны предприятия, в том числе и профсоюзов.
Должен отлично знать трудовое право,
быть хорошим психологом и социологом.
Бариста -
специалист по приготовлению кофе-эспрессо и напитков из него,
знает всё о степени помола кофейного зерна, в совершенстве владеет техникой получения молочной пены.
Валютный трейдер -
человек, который зарабатывает
на разнице курсов валют.
Получить необходимые знания можно
на специальных курсах.
Основное преимущество этой профессии – полная свобода.
Девелопер -
специалист по операциям с недвижимостью
со строительным и финансовым образованием.
Логистик -
управляет движением
материальных и информационных потоков,
следит за скоординированностью работы
всех подразделений, рассчитывает
наиболее выгодную и экономичную схему для развития того или иного проекта.
На логистика учат в экономических вузах.
Спичрайтер -
пишет тексты выступлений, докладов, готовит интервью.
Как принято, имеет филологическое образование и работает индивидуально или в команде политиков, предпринимателей или по заказу
PR-агентств.
«лицо» ресторана, «хозяйка зала».
Встречает и размещает посетителей,
может прокомментировать выбор блюд и напитков, информирует об акциях, проводимых рестораном, контролирует и координирует
работу официантов.
Обучение проходит на месте.
Хэдхантер («охотник за головами») -
специалист по подбору персонала,
как правило, с психологическим образованием. Может переманить ценного сотрудника из одной фирмы в другую, действует как разведчик: собирает сведения, имеет
собственных информаторов.
Профессиовед -
классифицирует и описывает профессии.
Ведь сегодня не только у нас большие
запросы к выбираемой профессии, но и
профессия предъявляет свои высокие
требования к потенциальному работнику.
49,6% россиян работают по
полученной специальности;
61% считают, что дополнительное
образование повышает профессиональный уровень;
43% отмечают, что продолжение учёбы поднимает самооценку.
Вложить и получить
Говорят, что XIX век был
веком капитала, XX – идей,
а XXI непременно станет
веком людей. Это означает, что в любой
профессии будут востребованы прежде
всего специалисты с хорошим образованием.
Стоящее образование
Делать вклады в образование выгодно.
Стоимость обучения в самом крупном колледже Канады Seneca College, которое длится около 4 лет, обойдётся примерно в 11 тыс. канадских долларов за год. Начальная заработная плата выпускника Сенеки 30-40 тысяч долларов в год. То есть отбить вложенные в учёбу деньги можно за год с небольшим. Дальше – больше: уже через 2-3 года эта цифра возрастёт до 60 000 и выше.
А что в России?
А что в России?
Сегодня у нас выгоднее получить среднее специальное образование, чем высшее. Ребят с соответствующими дипломами сразу берут на такую зарплату, о которой менеджеры, окончившие институты, только мечтают, если трудоустроятся, конечно, что во время кризиса удаётся 1 из 10 выпускников вузов.
Авто- и авиапром, нефтяные компании готовы с ходу предложить «средним» специалистам зарплату от 45-50 тысяч рублей в месяц. Стоимость же обучения на платном отделении колледжа от 20-30 тыс. руб. в год.
Вот и считайте!
Поп-профессии
Американцы представили список тех,
чьи услуги будут особенно нам нужны в ближайшие годы.
Врачи и юристы, как всегда, на 1-м месте, затем – программисты, биохимики и биофизики (нанотехнологии, пищевая промышленность, лекарства) и экологи.
От работы хорошо бы получать ещё и удовольствие. Британские исследователи выяснили, что «белые воротнички» числятся на высоко-оплачиваемых и престижных должностях, вовсе от этого не счастливы.
Совершенно довольны – парикмахеры и косметологи, военные, шеф-повара,
продавцы и учителя.
В России приходится выбирать между почтением и достатком.
Не в деньгах счастье
По соцопросам в нашей стране больше всего
уважают врачей и учителей, но при этом
эти специалисты имеют одни из самых
низких зарплат.
Профессиональный взгляд в будущее
По предположению Forbes уже в 2026 году
магазины перейдут на автоматическую
оплату, поэтому кассиры будут не нужны.
Профессия почтальона исчезнет ещё раньше (2016), так как «бумажную»
почту уже сейчас мало кто отправляет. Останутся не у дел шахтёры и нефтяники, так как перейдут на энергию солнца и ветра.
А что же делать в будущем нам, окончившим университеты,
но переложившим свои
обязанности на плечи роботов?
А что делали во все времена образованные свободные люди?
Они думали!
И из их мыслей рождались художественные
шедевры и великие научные открытия.
Самые востребованные профессии
Ищите себя…
Тест для подростков 14 – 16 лет
и их родителей
- Вы работаете…
С людьми
С техникой
Со знаками и формулами
С живой природой
2. Вы выполняете всю работу…
В одиночку
Руководя другими людьми
В команде как член коллектива
Не завися от окружающих вас людей
3. На работе вы заняты…
- созданием или управлением потоками
материальных ценностей (товаров, денег);
Взаимодействием с людьми;
Созданием художественных образов;
Преобразованием природы;
Обслуживанием и/или управлением
различными машинами, механизмами;
Анализом, хранением информации.
4. Вы трудитесь…
В помещении;
На открытом воздухе;
В экстремальных условиях;
В постоянно изменяющихся условиях.
5. Ваше рабочее время распределяется…
По сменам (иногда день, иногда ночь);
По вашему усмотрению (свободный
В зависимости от внешних обстоятельств;
Согласно чёткому расписанию, выходные
дни всегда свободны.
6. Вы большую часть времени проводите…
- сидя за столом;
В транспорте;
Двигаясь;
Возможны любые варианты.
7. Ваша заработная плата…
Фиксирована договором;
Зависит от выработки;
Определяется тем, насколько успешна
ваша деятельность;
Зависит от случая.
8. На работе вы отвечаете…
- только за себя;
За других людей;
За работу механизмов;
За материальные ценности.
9. В процессе вашей работы необходимо…
- проводить исследования;
Придумывать что-то новое;
Выступать экспертом, использовать уже
имеющиеся знания и приобретать новые;
Влиять на людей;
Проводить измерения.
10. На работе вам приходится…
- планировать всё заранее и чётко следовать намеченному плану;
Составлять предварительный план, но
самостоятельно корректировать его при
необходимости в процессе работы;
Не быть связанным планами, сроками;
Быть готовым к любым неожиданностям.
11. В предполагаемой работе вы больше всего цените…
Высокую заработную плату;
Комфортные и стабильные условия;
Результат, который ценят люди;
Возможность творчества.
12. Для успешной работы вам важно иметь:
Творческое воображение;
Организованность и ответственность;
Инженерное мышление;
Лидерские качества;
Физическую выносливость.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ ТЕСТА:
1. Сопоставьте ответы и убедитесь, что они не
противоречат друг другу.
2. Проверьте, не путаете ли вы понятие профессия,
квалификация, должность.
3. Выпишите отдельно:
4 качества, которые помогут быть успешным в
предполагаемой профессии,
И 4 качества – помехи.
(Подробно о профессиях на сайтах интернета).
http://www.profguide.ru/files/article/samie_visokooplachivaemie_professii_rossii_BIG.jpg
http://www.profguide.ru/files/article/samie_vostrebovannie_professii_v_rossii_BIG.jpg
http://www.profguide.ru/images/article/2/SskGr9YaQiSTAh8Kb6h7B3s_47sZ ne37.jpg
http://www.profguide.ru/images/article/3/9dGBF3Gae_GGdaQ3FhYif76iTQ4Qz73z.jpg
http://www.profguide.ru/files/article/professions/web_analys/web_analys.jpg
http://www.profguide.ru/images/article/2/NB3ea2iGGtear86f3sen_eBGif34NGNi.jpg
http://www.profguide.ru/files/article/professii_dlya_jenshin.jpg
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
План классного часа Вступительное слово Устный журнал "в мире профессий" Лишние люди на рынке труда (Проблема) Пять типов профессий (Ликбез Тест " Ты и твоя профессия" Ярмарка профессий (Лента новостей) Суд над профессией учитель (Криминал) Самые редкие профессии (занимательные факты) Заключительное слово
Слайд 4
Описание слайда:
Слайд 5
Описание слайда:
Устный журнал " В мире профессий " Сегодняшний выпуск нашего журнала посвящен профессиональной ориентации. Вас ждут такие рубрики: " Проблема" "Лента новостей " " Ликбез" "Криминал" "Тесты", "Занимательные факты" Надеемся, что материалы сегодняшнего номера станут для вас ориентиром в океане профессий.
Слайд 6
Описание слайда:
Слайд 7
Описание слайда:
Слайд 8
Описание слайда:
Тест "Ты и твоя профессия" 1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы: а) выспаться; б) посмотреть телевизор вместе с семьей; в) оказаться в кругу друзей 2.Из трех подарков вы предпочли бы: а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи; в) турпутевку или билет на интересное представление. 3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку; б) с семьей или друзьями; в) с незнакомой группой,чтобы была возможность обрести новых друзей. 4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то: а) почувствовали бы полную свободу; б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх. 5. В свое свободное время вы любите: а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу,мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор; в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Слайд 9
Описание слайда:
Слайд 10
Описание слайда:
Лента новостей – «Ярмарка профессий» Web-программист, web-дизайнер-это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет. Аудитор-это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность. Бренд- менеджер-специалист, который придумывает образ продукта – бренд -и продвигает этот образ массы. Логистик- специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции. Маркетолог- в переводе с латыни "знающий рынок". Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения. Мерчендайзер- это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.
Слайд 11
Описание слайда:
Слайд 12
Недостаток знаний о мире профессий; недостаток знаний о содержании деятельности различных типов профессий; недостаток знаний о рынке труда; неумение адекватно оценивать свои склонности и возможности; неумение соотносить свои возможности с требованиями, которые предъявляет профессия. Предмет и задачи курса Основные проблемы выбора профессии 3
1 Этапы профессионального самоопределения Этапы, классыЗадачи I-IV классыФормирование трудолюбия, интереса к проблеме выбора профессии и мечты о профессии V-VII классыФормирование профессиональной направленности, устойчивых профессиональных интересов и предварительного выбора будущей профессии VIII-IX классыФормирование профессионального самосознания и осознанного профнамерения X-XI классыФормирование профессионального стремления и готовности к его реализации Мир профессий
3 Профессия Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования. Он подкреплен документом государственного образца: диплом, свидетельство, сертификат и пр. Мир профессий
7
2 Ведущие предметы труда в типах профессий Тип профессийВедущие предметы труда Человек - человексоциальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, учитель, врач, парикмахер и т.д.) Человек - техникатехника или неживая природа (слесарь, техник, инженер и т.д.) Человек – знаковая система естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы (программист, переводчик, чертежник, лингвист) Человек - природарастительные и животные организмы и условия их существования (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог) Человек – художественный образ явления, факты художественного отображения действительности (художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов)
Приемы запоминания Для развития различных видов памяти существуют следующие приемы и методы запоминания: группировка – разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т.п.);группировка выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы и др.);выделение опорных пунктов план - совокупность опорных пунктов;план классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.классификация 4
Группировка Пусть нам дан определенный набор чисел: Прием группировки заключается в том, чтобы разбить множество всех данных чисел на несколько групп: Однозначные ДвузначныеТрехзначные
Выделение опорных пунктов Принципом данного приема является выделение из какого-либо содержания главной мысли, запомнив которую можно было бы восстановить исходное содержание, например: Отрывок из сказки про колобка: Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе: - Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. - Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила. Эту часть сказки можно запомнить, сохранив в своей памяти фразу «изготовление колобка». Это и есть опорный пункт этого отрывка.
План Принципом данного приема запоминания является выделение из всего объекта некоторых опорных пунктов, с помощью которых можно полностью восстановить всю первоначальную картину. Например, чтобы запомнить сказку про колобка, достаточно запомнить несколько опорных пунктов: 1.изготовление колобка; 2.побег от дедушки и от бабушки; 3.встреча с зайцем; 4.встреча с волком; 5.встреча с лисой.
Классификация Давайте попробуем классифицировать несколько видов транспорта: автобус, троллейбус, автомобиль, авиалайнер, теплоход, истребитель, паром, дирижабль, мотоцикл. Транспорт ВодныйНаземныйВоздушный ОбщественныйЛичный автобус троллейбус автомобиль мотоцикл Пассажирский теплоход Грузовой паром Пассажирский авиалайнер дирижабль Военный истребитель
Произвольное и непроизвольное внимание Произвольное внимание проявляется в форме волевого усилия, то есть человек сам направляет свою деятельность на что-то. Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека под действием каких-нибудь раздражителей. 8
Качества внимания 1. Концентрация – удержание внимания на чем-нибудь при отвлечении от всего основного. 2. Устойчивость – длительное удержание внимания на чем- нибудь. 3. Объем – количество объектов, воспринимаемых сознанием одновременно. 4. Распределение - концентрация сознания на двух или нескольких объектах в одно и то же время. 5. Переключение – быстрый переход внимания с одного объекта на другой. 9
Способности Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности – качества, обеспечивающие успешность овладения и продуктивность той или иной деятельности. 1
Какие способности развиты? Гуманитарные? -Какое из приведенных ниже слов отлично от других? 1. - сомнительный; 2. - уверенный; 3. - доверие; 4. - верный 5. - определенный; -Значения каких следующих предложений: 1 – сходны; 2 – противоположны; 3 – ни сходны, ни противоположны. - Трое докторов не лучше одного. - Чем больше докторов, тем больше болезней.
Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют: 1. – сходное значение; 2. – противоположное; 3. – ни сходное, ни противоположное. -Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл? 1. Куй железо, пока горячо. 2. Не по виду суди, а по делам гляди. 3. Один в поле не воин. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Лес рубят, щепки летят.
Математические? -Сколько цифр «9» в ряду чисел от 1 до 100? -Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5% случаев. Сколько раз он должен выстрелить, чтобы поразить ее 100 раз? -Сколько соток составляет участок 70 м. на 20 м.? -В круглом бассейне плавает карп. Оплыв от стенки бассейна, он поплыл строго на север. Через 3 м. карп натыкается на борт бассейна и поворачивается на запад. Проплыв еще 4 м., он снова натыкается на борт бассейна. Чему равен диаметр бассейна?
Технические? -Когда быстрее распространяются звуки: зимой или летом? -Когда больше весит килограммовая гиря: зимой или летом? -Гирлянда украшала новогоднюю елку. 1 лампочка перегорела, ее выбросили и снова составили цепь. Изменилось ли от света гирлянды: стало темнее, светлее или ничего не изменилось? -Если шар, гладкий куб и цилиндр будут одновременно пущены вниз по наклонной плоскости, что первым очутится внизу или все одинаково достигнут низа?
Организаторские? Любите ли Вы привлекать внимание: а) да, это помогает в жизни; б) да, качеством работы; в) нет, не особенно. Согласны ли Вы с утверждением, что узнать человека можно только в процессе общения? а) не согласен; б) не знаю; в) согласен. Что Вы предпринимаете после того, как потерпели неудачу: а) я анализирую ситуацию, чтобы понять мои ошибки; б) я берусь за другое дело; в) я возобновляю мои попытки. Что, по – вашему важнее: а) быть образованным; б) быть умным; в) быть организатором