(для детей старшего дошкольного возраста)
Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.
Хозяйка : Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…
В зал под музыку входит первая группа детей с воспитателем.
Хозяйка : Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Воспитатель 1 : Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят (садятся на скамейку)
В зал входит вторая группа детей с воспитателем
Хозяйка : Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь!
Воспитатель 2 :Туда голуби летают, где их привечают! (садятся на скамейку)
В зал входят дети третьей группы.
Хозяйка: Давно вас поджидаем праздник без вас не начинаем!
Ребенок : Дома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку).
Хозяйка : Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Воспитатель 1 : Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Ребята, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).
Мы гостей встречаем
Вкусным, румяным караваем
Дети встают в круг, поют русскую народную песню.
«Каравай» - русская народная песня
Хозяйка: Вот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!
А теперь будем праздник продолжать!
Будем петь, шутить, играть!
Дети : Смех да веселье!
Хозяйка: Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор:
Дети : В дудки!
Хозяйка: Кошки
Дети : В ложки!
Хозяйка: Тараканы
Дети : В барабаны!
Хозяйка: Чайки
Дети : В балалайки!
Хозяйка : Кукушки
Дети : В колотушки!
Хозяйка : А веселые скворцы
Заиграли в бубенцы!
Играют, играют,
Всех потешают!
Ребенок: Инструменты возьмем в руки
И, чтоб не было здесь скуки,
Мы сыграем при народе:
«Во саду ли, в огороде»
« Во саду ли, в огороде»-русская народная песня
(исполняет детский ансамбль русских народных инструментов)
Хозяйка : Ди - ли-ли, ди -ли-ли,
А вы Дуню видели?
Ребенок: Заглянули в огород,
Лебеду там Дуня рвет!
Ребенок: Пошла Дуня в огород,
Во зеленый огород,
Сорвала лопушок
Да под самый корешок.
Сшила Дуня сарафан
И наряден, и не ткан!
Ребенок: Положила в уголок,
В берестяной коробок,
Где ни взялся таракан,
Проел Дунин сарафан!
«Во кузнице» русская народная песня
Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!
Отгадайте-ка, ребятки,
Музыкальные загадки!
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит!
Что это за Тит?
Дети: Гармошка
Хозяйка: А теперь немножко
Поиграем на гармошке.
(дети имитируют игру на гармошке)
Хозяйка: А вот моя вторая загадка:
Деревянная девчонка
Петь умеет звонко- звонко.
А ну-ка, угадай- ка, что это?
Дети: Балалайка.
(дети имитируют игру на балалайке)
Хозяйка: Слушайте третью загадку:
Какими инструментами можно щи хлебать?
Дети : Ложками!
Хозяйка: А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте:
Срезали ветки острыми ножами,
Что же за инструмент получился?
Дети : Дудочка.
Хозяйка: Заиграли дудки,
Дудки-самогудки!
(дети имитируют игру на дудочке)
Хозяйка: (достает дудочку)
Ой, ду- ду, ой, ду –ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку отдала (отдает дудочку ребенку).
Мальчик: Как без дудки, вот беда,
Ходят ноги не туда,
А как дудочку почуют-
Сами ноженьки танцуют!
(мальчик пляшет под русскую народную мелодию).
Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите?
Аль плясать вы не хотите?
В круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь!
«На зеленом лугу»- русская народная песня
Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, опоздал на наши посиделки.
В зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга.
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?
Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…
Вы, соседки, отдохните,
Да все толком расскажите.
Соседка 1: У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили
А огонь не загасили.
Соседка 2: Пришел дедушка Фома,
Расседая борода,
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Соседка 1: Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной,
Что тушил он бородой!
Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните.
(соседки проходят, садятся, продолжая тараторить)
Соседки:
Хозяйка: Вижу я, самое время в молчанку играть.
Раз- два - три- замри!
Игра «Молчанка»
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяйка: Ну что, тараторки,игра-то ведь еще не закончилась, а вы заговорили? Придется вам выполнить какое-нибудь задание (думает)… Придумала!
Вам, девчоночки-болтушки,
Спеть придется нам частушки!
Соседки: Да для нас такое дело
Очень даже просто!
Эх! Душа помолодела
Лет на… девяносто!
Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!
Соседки: Конечно, чепуха!
«Чепуха»-частушки- русская народная мелодия
Соседки: Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа- чипа, а - ха – ха-
В самом деле, чепуха!
Соседка 1: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседка 2: На столе лежит арбуз,
На арбузе - муха!
Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседка 1: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседки:
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Спасибо, соседушки, за частушки потешные!
Где песня льется,
Там легче живется!
Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.
Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите,
Свое уменье покажите!
Игра «Намотай нитку в клубок»
Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.
Раздается смех за дверью.
Хозяйка: Кто это так весело смеется? Пойду погляжу…
В зал вбегают девчонки - хохотушки.
Девчонки: Мы- веселые подружки.
Мы – подружки - хохотушки!
И на празднике на вашем
«Русскую кадриль» мы спляшем!
Хозяйка: Танцы мы очень любим.
Танец «Русская кадриль» - русская народная мелодия.
Хозяйка: Спасибо вам, девицы. Проходите в нашу горницу - гостями будете.
Воспитатель 1: Хозяюшка, засиделись мы что- то слишком.
Не сыграть ли нам в «Ловишки»?
Воспитатель 2: Может, лучше не в «Ловишки», а в «Горелки»?
Хозяйка: Ну что ж?
Давайте, ребята, в « Горелки» играть,
Веселой игрою гостей развлекать!
Игра «Гори, гори ясно» - русская народная мелодия
Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.
Все поют: Мы славно гуляли
На празднике нашем.
Нигде не видали
Мы праздника краше!
Так будьте здоровы,
Живите богато,
А мы уезжаем
До дому, до хаты!
Хозяйка: Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите
Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Гостей чаем угощать!»
Дети : Любим чай мы с пирогами,
С баранками да кренделями!
Хозяйка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят в группу на чаепитие.)
анна тютрина
«Сибирские посиделки» - сценарий фольклорного развлечения в старшей группе
Цель : Создавать условия для развития речи посредством использования малых фольклорных форм .
Задачи : активизация словаря с использованием малых фольклорных форм : потешек, скороговорок;
Развитие звуковой культуры речи, фонематического восприятия и слухового внимания.
Воспитывать интерес к истории родного края.
Предварительная работа : чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, серии картин, просмотр видеоматериалов, изготовление атрибутов, элементов декора, разучивание фольклорных произведений .
В группу входит Сказительница :
С.: Добрый день, люди добрые, добрый день, или уже вечер, ну, а коли вечер, тут уж думать нечего - собирайтесь, снаряжайтесь, да к нашему двору направляйтесь, добры молодцы да красны девицы приглашаются на посиделки , на поглядки, на гляделки.
Приглашает в украшенный и стилизованный под избу зал.
С.: Приходите, посидите , о делах поговорите, коль темно- зажжем лучину,
да натопим жарко печь, мы разгоним вмиг кручину, можем и пирог испечь.
Под мелодию «Ах, вы сени, мои сени…» девочки выходят в центр и выносят блюдо с пирогами.
Девочки : Не красна изба углами, а красна пирогами.
1 девочка : Мы пришли не с пустыми руками- с вкусными пирогами.
2 девочка : Пироги вкусные, с грибами да капустою.
1 мальчик : А вот, говорят, в Рязани пироги едят с глазами!
Девочки хором : Как так?
2 мальчик : А вот так : их едят - они глядят!
С.: Проходите, песни- пляски заводите. Вот как раз начинаем перепляс.
Свободные музыкально- ритмические движения под попурри из русских народных мелодий.
С.: Ну, а теперь пирогов отведаем, посидим , побеседуем, с пирогом да кваском и шутки пойдут рядком.
Мальчик : Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку,
Тот пустился наутек, чуть не сбил медведя с ног…
Под корнями старой ели размышлял медведь полдня :
«Что-то зайцы осмелели, нападают на меня!»
Девочка : Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне…
Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.
С.: А вот я вам пословицы назову, а вы уж не взыщите, мне объяснить их значение поспешите :
1) Долг день до вечера, коли делать нечего.
2) Кушать хочется, да лень ворочаться.
3) Семь раз отмерь - один раз отрежь.
С.: Вот какие мудрецы, сразу видно : молодцы, а сейчас мы в круг ловких да смелых приглашаем, в веселую игру поиграем.
Народная игра «Гори, гори, ясно!» .
С.: Ловкость да удаль показали, в задорную игру поиграли, а сейчас- ушки ставим на макушке, начинаем петь частушки :
Девочки : Мы живем в краю прекрасном,
А Сибирь бывает разной ,
Летом - зной, зимой- мороз,
Ты держи по ветру нос!
Мальчики : Не хочу сидеть я дома,
У меня лыжня готова,
Вот и финиш впереди,
Ты попробуй, догони!
Девочки : Мама мне кричит весь день,
«Дочка варежки надень!» ,
Мама, я ведь не мерзлячка, я девчонка, сибирячка !
Мальчики : Не маните чупа- чупсом,
он не нужен мне совсем,
Не хочу больным быть пупсом,
Лучше я морковку съем!
Хором : Не только серебром и златом края сибирские богаты , народ веселый, дружный здесь живет, ребята!
Мальчик : Спасибо, люди добрые за привет да ласку, за доброту и сказку!
Девочка : Пирогов поели, песни попели, пора и честь знать, до свидания!
Публикации по теме:
Сценарий фольклорного развлечения «Казачьи посиделки» Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам. Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках. Способствовать становлению.
Конспект развлечения в старшей группе «Русские посиделки» Цель: .Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. .Закрепить знания русском устном и музыкальном фольклоре. .Обогатить словарь.
Ождественские посиделки 2016 Цель: Познакомить детей с праздником Рождества Христова, его происхождением, историей, его особенностями.
Под музыку "Русские матрешки" входят Хозяйка и 5 матрешек. Музыка закончилась, а матрешки продолжают танцевать. Хозяйка: Дуняша! Наташа.
Сценарий фольклорного праздника «Уральские посиделки» для средней группы Сценарий фольклорного праздника «Уральские посиделки» для средней группыМузыкальный руководитель МБДОУ №16 Фокина Татьяна Вениаминовна,.
Сценарий фольклорного праздника в старшей группе Часть зала оформлена в виде русской избы: посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на.
Сценарий фольклорного развлечения "Святки встречаем-колядки распеваем!" Цель: Знакомство детей и родителей с традициями и обычаями русского.
Осенние посиделки в гостях у домовенка Кузьки для смешанной группы детей 3-5 лет и их родителей
Праздник проходит в группе, украшенной в народном стиле под русскую избу. Дети и взрослые одеты в русские народные костюмы: папы и мальчики в косоворотки, мамы и дочки в сарафаны, кокошники, ленты. Все входят в группу, здороваются с воспитателем-хозяйкой, проходят на заранее обговоренные места. Каждый выбирает работу по душе: кто вяжет, кто вышивает, кто прядет, кто ложки вырезает, а кто-то игрушки расписывает. Дети сидят рядом с родителями, у них в руках тряпичные куклы, клубочки ниток, красочные книжки, свистульки-глинянки. Тихим фоном звучит в грамзаписи народная мелодия (на выбор музыкального руководителя).
Хозяйка: В старые времена, когда осенью уже собрали урожай, приходили все на праздники, на веселые посиделки. Вот и мы с вами сегодня и песенки споем, и попляшем, и работу свою завершим. Ой, а кто это шуршит за моей спиной?
Слышится кряхтение, сопение, появляется рядом с хозяйкой кукла — домовенок Кузька, боязливо всех оглядывает, ворчит (куклой управляет воспитатель).
Кузька : О, народу-то в избе, народу. Откуда только понашли-понаехали? А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила. А что зимой есть будем?
Хозяйка : Не будь таким жадным, Кузька!
Кузька : Я не жадный, я домовитый. Зима длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает и помрет. Вот наплачетесь-то!
Хозяйка : Не волнуйся ты так, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.
Кузька : Боюся! Их вона как много, а я такой у вас один. Эй, вы, все там! Кузька я! Понятно? Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем.
Хозяйка : Неправильно ты здороваешься, Кузенька. И представляешься неправильно, не так надо.
Кузька : А как надо? Не знаю, не умею я.
Хозяйка: Давайте, ребята, научим Кузьку правильно здороваться и называть себя. Кто покажет? Машенька, вот молодец.
Маша : Здравствуйте, Кузьма Иванович. Меня зовут Маша Петрова. Мне 4 года. А вот моя мама Оля.
Мама Оля : Здравствуй, Кузенька! Меня зовут Ольга Михайловна.
Все взрослые и дети по очереди представляются и здороваются с домовенком.
Кузька: Ух ты, как здорово! Выходит, что я теперь вас всех знаю. Так уж и быть, оставайтесь. Слушайте мои сказки и загадки. У меня их много. Вот для совсем маленьких. Попробуйте отгадать.
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковка)
Сидит на грядке дед, во сто шуб одет, кто его раздевает — тот слезы проливает. (Лук)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)
Хозяйка: Вот какие молодцы, хоть и маленькие, а все загадки отгадали. А еще для тебя, Кузька, они песенку про эти овощи споют. Называется она «Огородная- хороводная».
Дети инсценируют песенку «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой).
Кузька: Замечательно, ребята. Мне очень понравилось. А я с помощью перчаток и разных овощей и фруктов умею сказки рассказывать.
Хозяйка : Да как же это, Кузенька?
Кузька : Доставай-ка, хозяйка, свои старые перчатки, а из этой корзинки — овощи. Вот смотрите: из морковки получится лисичка-сестричка, а из свеколки — серый волк. Лягушку мы сделаем из огурчика, а мышку — из редиски. Вот картофелина, как голова медведя. Зайчика я уже сделал из груши, ушки вырезал. Петушок — из яблочка и морковки. А вот и ширма, на которой терем-теремок нарисован. Занавес открывается, сказка начинается.
Взрослые показывают сказку «Теремок» (персонажи кукольного перчаточного театра). В конце сказки звучит в грамзаписи русская народная плясовая «Из-под дуба, из- под вяза». На пляску Кузька приглашает всех гостей, они пляшут, как умеют. Но тут в печке зашевелился Колооок (с этой игрушкой работает второй воспитатель).
Колобок : А про меня кто сказку расскажет?
Кузька : И вправду, хозяюшка, расскажи про Колобка сказку.
Xозяйка: А я не одна буду рассказывать, мне ребята помогут. Бабушка и дедушка у нас настоящие есть. Это Машина бабушка Мария Ивановна и Сашин дедушка Степан Васильевич. Поможете мне сказку рассказать? Тогда начинаем.
Сказку «Колобок» разыгрывают дети и взрослые. Хозяйка читает текст. Детям надевают шапочки персонажей, и они произносят реплики героев сказки.
Колобок: Лиса меня не съела, пожалела, хозяйке принесла в избушку.
Лиса: Потому что, пока Колобок катился, он в черствый сухарь превратился. А мне, Лисе Патрикеевне, свои зубки жалко. Лучше я пойду на ферму и поймаю себе гуся жирного.
Дети и взрослые показывают инсценировку песни «Лиса- плутовка» (немецкая народная мелодия).
Хозяйка: Что у тебя там, Кузька, в кузовочке?
Кузька: Для деточек красивые платочки.
Хозяйка: Мы платочки возьмем и опять плясать пойдем.
Дети танцуют с платочками под музыку «Ах ты, береза» (русская народная мелодия). На первую часть музыки с платочками ходят по избе, на вторую часть выполняют «пружинку», снова ходят под музыку и на вторую часть кружатся, прячутся за платочки. Проводится игра «Прятки с платочком.» (дети прячутся за платочек — воспитатель-хозяйка их ищет).
Хозяйка:
Где же наши малыши? Здесь не видно ни души!
Пойду погуляю, всех сейчас поймаю.
Я по комнате хожу а ребят не нахожу.
Где ж мои ребятки? Не играйте со мной в прятки!
Дети: Мы здесь!
Танец и игра повторяются еще раз.
Кузька: Какие молодцы! А что, хозяйка, самоварчик поспел? Может, чайку попьем?
Хозяйка: Милости просим, гости дорогие!
Чаепитие за столом.
Сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников. Весёлые посиделки
Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному творчеству.
Цель: Приобщать детей к русскому народному творчеству.
Задачи:
Создать обстановку для совместной деятельности родителей, педагогов и детей для формирования разностороннего развития и гармонизации личности ребенка.
Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;
Обогащать словарь по теме, развивать коммуникативные навыки;
Воспитывать интерес, любовь к народным традициям;
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д. На середину зала выходит ведущая (воспитатель)
Ведущая : На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках, каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
(Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей)
Хозяйка : Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.
(Входят дети подготовительной группы)
Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
(Хозяйка рассаживает детей)
Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мальчик : Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.
Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка : Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дед Мороз, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.
(Дети по очереди говорят пословицы)
1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!
2) Домом жить – не лукошко шить!
3) Домом жить – не развеся уши ходить!
4) Домом жить – обо всём не тужить!
5) Дом вести – не лапти плести.
6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:
Она приберёт, она позовёт,
Она одна за всех отвечает!
Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли. Пословицы то вы знаете, а плясать-то умеете.
Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!
Исполняется хороводный перепляс «Кадриль» (русская народная мелодия)
Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей) Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Блинчики печёт, щи, да кашу варит. Печь избу согревает, да освещает.
Ведущая : А мы и песню знаем про блиночки.
Исполняется песня «Ой, блиночки, мои» (русская народная мелодия)
Хозяйка: Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про блиночки.
Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.
Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование. (Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок»)
Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей) А еще у мен7я мышки перепутали фасоль. Вам нужно отделить белую фасоль от красной.
Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?
Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?
Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?
Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Хочется Вам увидеть настоящего Домового?
Дети: Да!!!
Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.
(Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой»).
Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?
Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.
Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят. Научила, как это сделать. И сама, какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!
Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя - то нам расскажешь?
Кузя : Ну, …так и быть – слушайте! (поёт)
Я хозяйственный такой –
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.
/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:
Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)
Кузя: У меня для Вас тоже подарочек есть. Вот, глядите! (выносит из-за печки корзинку)
Хозяйка : Кузя, да ведь это же обыкновенная корзинка.
Кузя : Моя корзинка – чистое волшебство, в ней песни, да пляски, да разные сказки.
Хозяйка: А что там у тебя есть (заглядывает в корзинку и достаёт красивый платочек)
Кузя: Есть у меня одна игра, собирайся, детвора!!! Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь. Кузя играет с детьми в игру «Гори, гори ясно»!
Кузя: (поглаживая живот) Что-то мне есть захотелось… испекла бы ты мне, Хозяюшка, колобок, что-ли.
Хозяйка: Рада бы испечь, да мука закончилась.
Кузя: А ты по амбарам помети, по сусекам поскреби, авось, и наберёшь на колобок.
Хозяйка: Что ж, пойду посмотрю, может, чего и напеку.
Кузя: А я Вам пока загадки загадаю:
1) Чудо, чудо сошлось с кругом:
Дыр много, а выскочить некуда. (Решето)
2) Под крышей четыре ножки, под крышей – суп, да ложки. (Стол)
3) Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)
Хозяюшка, ну что, скоро ли будет колобок готов?
Хозяйка : Скоро, скоро, уже зарумянивается!
Кузя : 5) Веду я внучка по всем комнатам за ручку. (Веник)
6) Мать пузата, сын горяч, а внук кучеряв. Что это такое? (Дым)
Кузя: Скоро ли будет колобок?
Хозяйка : Из печи достаю.
/ Хозяйка выходит, ведя за руку ребёнка, в костюме колобка. /
Хозяйка : По полочке поскребла, горсть муки-то набрала, на сметане за
месила, вот Колобок, какой получился.
Кузя: Ой, да какой пышный, румяный! (дотрагивается до него и отдёргивает руку). Ой, горячий какой! Пускай остывает.
Кузя: Вот это Колобок…Какой он у тебя шустрый, да ладный получился. Жалко мне его есть. Эх, буду голодным ходить…
Хозяйка: Кузя, не расстраивайся, лучше поиграй с ребятами. Игра хоровод «Если любишь поцелуй!» /
Хозяйка: Кузя, а что у тебя ещё есть в корзинке? (Кузя вытаскивает из корзинки щуку)
/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит мальчик в костюме Емели. В руках вёдра, а в них снежки /
Емеля : Эге-гей. Кто меня звал, вызывал?
Только по воду пошёл,
Прорубь я в реке нашёл
Стал я вёдра опускать,
Только слышу, что тихонько
Стал меня вдруг кто-то звать.
Испугался я, ребята,
Вёдра задрожали,
Ноги сами в путь пустились,
И вот я перед Вами.
Чудеса со мною всякие случаются,
Но такое первый раз со мною приключается.
Хозяйка: А в вёдрах-то снежки! Вот чудеса! Что же сними делать?
Кузя: Как что делать??? В игру играть!
Хозяйка : В какую?
Кузя : Снежки ложками носить.
/ Проводится игра «Перенеси снежок в ложках» /
Ведущая : Велика РОССИЯ наша
И талантлив наш народ,
Об искусниках-умельцах
На весь мир молва идёт!
Ложкари играть начнут
Ноги сами в пляс пойдут!
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
(Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную песню)
Кузя: Как известно всем, подружки – мастерицы петь частушки.
(Родители исполняют частушки)
Хозяйка : Кузя, а в твоей корзинке ещё остались чудеса?
Кузя: да, да, да а теперь дыхание затаите и сюрприз наш посмотрите.
(Кукольный спектакль «Крылатый, мохнатый, масляный», показывают родители)
Кузя: Ох, и здорово мы повеселились, пора и честь знать. Прощается. Спасибо, хозяюшка за веселье, да добрый приём.
Все:
Мы словно гуляли
на празднике нашем,
нигде не найдёте
вы праздника краше,
так будьте здоровы,
живите богато,
а мы уезжаем,
до дому, до хаты.
Хозяйка:
Ну что вы гости дорогие так торопитесь? Играми и плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Посмотрим пироги наши поспели или нет? (достает пироги).
Гости, будьте все здоровы, вот и пироги поспели.
Как в старых добрых сказках – приглашаем всех к чаю да к сдобному караваю.
Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы, будьте, живите без бед много-много лет. А я Вас в гости будут ждать. (Под русскую народную мелодию дети и родители идут пить чай)
Татьяна Родичева
Тема : Фольклорное развлечение «Русские посиделки »
Цель : Приобщать детей к традициям русского народа , совершенствуя их художественно – речевые способности посредством участия в совместных играх с другими детьми и родителями.
Ход развлечения:
Зал оформлен в виде избы, стол, на столе стоит самовар, разная утварь, стоит печь, лавки.
Ведущая :
На завалинках в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались на посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить :
Скучно жить без посиделок ,
Их бы надо возродить!
Под рус нар мел. «Как у наших, у ворот» дети заходят в зал
Ведущая :
Здравствуйте, детушки малые, да люди добрые!
Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться…
Здесь не погреб, не чулан
Не растет за ним тюльпан
Есть здесь светлая светлица-
Русская горница .
Есть и печка и труба
Это русская … .(Изба) Чтоб на посиделки
В русскую избу попасть
Надо ворота найти
Да под ними парами пройти…
Игра «Золотые ворота» (с родителями) под запись р. н. м. «К нам гости пришли» :
Ай, лю - ли, ай лю - ли.
Наши руки мы сплели,
Мы их подняли повыше –
Получилась красота.
Получились непростые –
Золотые ворота.
Кто пару найдет,
Тот в ворота пройдет!
Все рассаживаются на места
Ведущая :
Вот уж в избу мы вошли
Что ж тут видим?
Что нашли?
Горница здесь небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Игра «Отгадай что есть в избе…» :
1. Она стоит в русской избе
От неё тепло везде
Вы поймете, о чём речь
Это русская… (печь) 2. Кашу варит всем дружок,
Круглобокий. (чугунок) .
3. В печку слазить очень рад,
А зовут его. (ухват) . 4. Стоит у стола длинная кошка
У нее четыре ножки.
Сидит на ней вся семья
Это (скамья)
5. У нее доска и палка-
Это бабушкина. (прялка) . 6. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра (коромысло) .
7. Встану я рано, пойду я к Ивану,
К долгому носу, к толстой голове.
Он висит, болтается,
Всяк ему поклоняется… (рукомойник)
Ведущая :
Осмотрели избу мы…
Эй, хозяева, где вы?
Под р. н. м. «Полянка» на середину зала выходит «семья»
Отец :
Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окошко глядеть!
Вам ли сегодня туманиться, грустить, да печалиться!
Мать :
Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице.
Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный!
По обычаю, по - старинному - посиделками называется .
Старший сын :
Пожалуйте, гости дорогие!
У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.
Кому сказку, кому правду, кому песенку…
Старшая дочь :
Мы давно гостей уж поджидаем,
Без вас речей не начинаем
Для каждого найдется
Глоток водицы из колодца
Младший сын :
Гости на порог – хозяину радость. Милости просим.
Подарки есть на всякий вкус :
А по старинному русскому обычаю , дорогих гостей угощают хлебом-солью.
За хлебом да за солью всякая шутка хороша!
Младшая дочь :
Много танцев есть на свете
Мы их любим танцевать.
И на этих посиделках
Мы хотели бы сплясать!
Дети исполняют хоровод «Весна – красна идет» (авт. Т. Морозова)
Дети рассаживаются на места
Ведущая :
Ай- да, во славном посаде Тихвинском,
Да в саду – то «Россияночка» ,
На посиделки русские народные
Молодой князь со боярами пожаловал
Под р. н. м. «Из – под дуба…» выходит мальчик с костюме князя и два мальчика в костюмах бояр :
Князь :
Я Русич, и горжусь я этим,
Землёй своей родной горжусь,
Горжусь делами предков славных,
Тобой горжусь - родная Русь! Быть Русским - значит соблюдать
От предков данный нам завет :
По Совести и Правде жить,
За каждый шаг держать ответ.
Ведущая :
Верно князь слово молвит. Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться. Но посиделки на Руси немыслимы были без ремесла.
1Мальчик в костюме боярина :
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкует, дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
2 мальчик в костюме боярина :
Ох! Ребята, что за диво,
Как чудесно и красиво!
На телеге проезжали
И сундук вдруг потеряли.
Эй! Заглянем в сундучок,
И узнаем, что есть что…
Игра «Русский сундучок » (с родителями)
Под р. н. п. «Шел козел по лесу…» участники игры берут в сундуке «грамотки» с загадками, читают задание и находят необходимые предметы, разложенные на столе.
1. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено)
2. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок ниток)
3. В полотняной стране по реке Простыне плывет пароход, то назад, то вперед,
А за ним такая гладь - ни морщинки не видать. (Рубель)
4. Сама не ест, а людей кормит. (Ложка) .
5. Говорит дорожка - два вышитых конца :
«Помойся хоть немножко, чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня испачкаешь меня»(Рушник)
6. Привяжешь - пойдут, отвяжешь - останутся (Лапти)
7. Тело бело, Душа льняная, Маковка золотая. (Свеча)
8. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
9. Новая посудина, а вся в дырках. (Сито, решето)
10. Днем - обручем, ночью - змеей. (Пояс)
Все рассаживаются на места
Ведущая :
А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.
Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучаешься.
Выходите, ладушки – красавицы. Покажите свое мастерство.
Как музыка начнет играть,
Надо ниточку в клубочек намотать.
А как закончит музыка играть,
Значит, хватит вам и ниточку мотать.
Понятно ли задание? Начинаем соревнование!
Игра : "Смотай клубочек"
Выходят девочки и под р. н. п. «Ах, вы сени» вместе с мамами начинают наматывать нити на клубки.
Ведущая :
А вы, добры молодцы, что призадумались? Призадумались, закручинились?
Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось.
И для вас у меня есть игра-забава, где силушку молодецкую надо показать.
Игра - эстафета «Растопи печку»
Мальчики и их родители встают в две колонны.
По команде под р. н. п. «Ах, ты береза» каждый ребенок берет палку – «Прутик» , а взрослый – кубик – «уголек» и несут к печке, возвращаясь, передают эстафету другому. Победит тот, кто быстрее перенесет все предметы.
Ведущая :
Долог день до вечера, коли делать нечего.
А как с работой управились,
Так и отдохнуть можно…
Расступись, честной народ, отдохни немножко,
К нам Потешница идет, поразвлечь немножко .
Под р. н. м. «Как под яблонькой» » выходит Девочка - Потешница :
Сидят в теремах-светлицах
Небылицы в лицах,
Щелкают орешка, да творят насмешки,
Ни короткие, ни длинные,
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас!
Исполняются шутливые диалоги :
1мальчик :
Ой, ребята, а я что видел!
1мальчик :
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из подворотни лают ворота!
1 девочка :
Лошадь ела кашу, а мужик овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез.
2 мальчик :
Стучит-бренчит по улице, Фома едет на курице.
А Тимошка на кошке, по кривой дорожке!
2 девочка :
Катя-Катя, Катюха! Оседлала петуха.
Петух заржал, на забор забежал!
Девочка – Потешница :
Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули,
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?
Ведущая :
Делу – время, потехе – час.
Кто будет играть со мной сейчас?
Созывайте всех гостей,
Да вставайте в круг скорей.
Мы трудились долгие недели
Покатаемся теперь на карусели.
Дети приглашают родителей и катаются на карусели (р. н. м. «Карусель» )
Ведущая :
Рас два, три, четыре, пять,
Будем дружно мы играть.
Вы кружок не разбивайте,
Веничек передавайте.
Будем передавать веник.
На ком веник остановиться, тот и загадку отгадывает.
Игра "Веник"
Под р. н. п. «Барыня» все играющие передают веник из рук в руки.
Когда музыка останавливается тот, у кого веник в руках, отгадывает загадку.
Загадки :
1. Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
Дополняет наш кружок
Добрый русский наш ---Пастуший рожок
2. Деревянные пластинки, разноцветные картинки,
Стучат, звенят – плясать велят! ---Трещотки
3. Три струны, ее узнай-ка,
Заиграла --- Балалайка.
4. Без нее деревни скучно,
Вместе с ней поют частушки.
Пляшет Маша и Антошка
Под веселую --- Гармошку.
5. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка - будет музыка слышна. --- Дудка
6. Тук, тук, тук все услышали мы стук,
Потерпи немножко, заиграем --- Ложка!
Ведущая :
А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.
1 ребенок
Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари! 2 ребенок : При царе, да при Горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан,
Бубен в руки взяли,
Музыку сыграли!
3 ребенок :
Ложки, бубны – молодцы!
Еще лучше – бубенцы!
Бубенцов трель хороша
Эх, веселись, моя душа!
Игра на дет муз инструментах : оркестр детей и оркестр родителей
(В. Герчик «Песенка друзей» /исправленная/)
Все садятся на места
Ведущая :
Ой, да какие же вы молодцы, замечательно играете!
Ну, продолжаем наше веселье. (берет туесок со скороговорками) :
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Грамоту вы открывайте,
Скороговорочку читайте,
Да складно быстро повторяйте. Скороговорки :
1. Три сороки - тараторки тараторили на горке!
2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из простокваши.
3. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
4. Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
5. Пекарь Петр пек пирог.
6. Ткет ткач ткани на платки Тане.
Дети и родители по очереди повторяют скороговорки по три раза, соревнуясь.
Ведущая :
Ай, да молодцы! Славно, славно у вас получается.
Но одними играми да плясками сыт не будешь.
Славится наш народ радушием да угощением знатным.
Не зря в народе говориться : хлеб да каша – пища наша.
А ну – ка, хозяюшки, выходите, да каши чугунок нам скорей наварите.
Исполняется танец «Варись, варись, кашка» (сл. Н. кузьминых, муз. Е. Шанин)
Ведущая :
Мы и пели, и плясали,
Вместе весело играли.
Только князь вдруг к нам идет
Грамоту с собой несет Ребенок в костюме князя вручает грамоту
Ведущая :
Песни, пляски от души
Были очень хороши.
Я ж издал такой указ :
Чтоб порадовать всех нас
И запомнить посиделки ,
Изготовить всем поделки :
Нужно тот час взять матрешку
Расписать ее немножко!
Совместная творческая деятельность «Роспись матрешки»
(п. «Русские матрешки » )
Ведущая :
Издавна люди на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол. Душистым чаем угощали, а чай из самовара наливали.
1 ребенок :
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит. 2 ребенок : Ай, качи, качи, качи,
Глянь баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися одни бараночки!
Ведущая :
А я для вас как – раз баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила.
Спасибо хозяин с хозяйкой за гостеприимство. За веселье знатное. За посиделки русские .
Приглашаем всех : и князя с боярами,
И семью дружную русскую ,
И людей тихвинских посадских,
И гостей чинов и званий разных
Милости просим к столу
Отведать душистого чая.
Под р. н. м. «Белолица – круглолица» дети и родители небольшими группами подходят к хозяину с хозяйкой, раскланиваются, уходят из зала
и проходят в группу для чаепития.