Русские посиделки в детском саду. Осенние посиделки в детском саду. Средняя группа. Сценарий Русские народные посиделки в детском саду

(для детей старшего дошкольного возраста)

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.

Хозяйка : Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

В зал под музыку входит первая группа детей с воспитателем.

Хозяйка : Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Воспитатель 1 : Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят (садятся на скамейку)

В зал входит вторая группа детей с воспитателем

Хозяйка : Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь!

Воспитатель 2 :Туда голуби летают, где их привечают! (садятся на скамейку)

В зал входят дети третьей группы.

Хозяйка: Давно вас поджидаем праздник без вас не начинаем!

Ребенок : Дома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку).

Хозяйка : Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Воспитатель 1 : Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Ребята, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).

Мы гостей встречаем

Вкусным, румяным караваем

Дети встают в круг, поют русскую народную песню.

«Каравай» - русская народная песня

Хозяйка: Вот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!

А теперь будем праздник продолжать!

Будем петь, шутить, играть!

Дети : Смех да веселье!

Хозяйка: Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

Дети : В дудки!

Хозяйка: Кошки

Дети : В ложки!

Хозяйка: Тараканы

Дети : В барабаны!

Хозяйка: Чайки

Дети : В балалайки!

Хозяйка : Кукушки

Дети : В колотушки!

Хозяйка : А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы!

Играют, играют,

Всех потешают!

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем при народе:

«Во саду ли, в огороде»

« Во саду ли, в огороде»-русская народная песня

(исполняет детский ансамбль русских народных инструментов)

Хозяйка : Ди - ли-ли, ди -ли-ли,

А вы Дуню видели?

Ребенок: Заглянули в огород,

Лебеду там Дуня рвет!

Ребенок: Пошла Дуня в огород,

Во зеленый огород,

Сорвала лопушок

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И наряден, и не ткан!

Ребенок: Положила в уголок,

В берестяной коробок,

Где ни взялся таракан,

Проел Дунин сарафан!

«Во кузнице» русская народная песня

Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!

Отгадайте-ка, ребятки,

Музыкальные загадки!

Морщинистый Тит

Всю деревню веселит!

Что это за Тит?

Дети: Гармошка

Хозяйка: А теперь немножко

Поиграем на гармошке.

(дети имитируют игру на гармошке)

Хозяйка: А вот моя вторая загадка:

Деревянная девчонка

Петь умеет звонко- звонко.

А ну-ка, угадай- ка, что это?

Дети: Балалайка.

(дети имитируют игру на балалайке)

Хозяйка: Слушайте третью загадку:

Какими инструментами можно щи хлебать?

Дети : Ложками!

Хозяйка: А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте:

Срезали ветки острыми ножами,

Что же за инструмент получился?

Дети : Дудочка.

Хозяйка: Заиграли дудки,

Дудки-самогудки!

(дети имитируют игру на дудочке)

Хозяйка: (достает дудочку)

Ой, ду- ду, ой, ду –ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала (отдает дудочку ребенку).

Мальчик: Как без дудки, вот беда,

Ходят ноги не туда,

А как дудочку почуют-

Сами ноженьки танцуют!

(мальчик пляшет под русскую народную мелодию).

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите?

Аль плясать вы не хотите?

В круг скорее становитесь,

Крепче за руки беритесь!

«На зеленом лугу»- русская народная песня

Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, опоздал на наши посиделки.

В зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга.

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?

Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…

Вы, соседки, отдохните,

Да все толком расскажите.

Соседка 1: У Иванова двора

Загорелася вода.

Всем селом пожар тушили

А огонь не загасили.

Соседка 2: Пришел дедушка Фома,

Расседая борода,

Он народ погнал в овин,

Затушил пожар один.

Соседка 1: Как Фома тушил пожар,

Он об этом не сказал.

Только слышно стороной,

Что тушил он бородой!

Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните.

(соседки проходят, садятся, продолжая тараторить)

Соседки:

Хозяйка: Вижу я, самое время в молчанку играть.

Раз- два - три- замри!

Игра «Молчанка»

Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?

Хозяйка: Ну что, тараторки,игра-то ведь еще не закончилась, а вы заговорили? Придется вам выполнить какое-нибудь задание (думает)… Придумала!

Вам, девчоночки-болтушки,

Спеть придется нам частушки!

Соседки: Да для нас такое дело

Очень даже просто!

Эх! Душа помолодела

Лет на… девяносто!

Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!

Соседки: Конечно, чепуха!

«Чепуха»-частушки- русская народная мелодия

Соседки: Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха – ха-

В самом деле, чепуха!

Соседка 1: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседка 2: На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседка 1: На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

Соседки: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо, соседушки, за частушки потешные!

Где песня льется,

Там легче живется!

Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите,

Свое уменье покажите!

Игра «Намотай нитку в клубок»

Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

Раздается смех за дверью.

Хозяйка: Кто это так весело смеется? Пойду погляжу…

В зал вбегают девчонки - хохотушки.

Девчонки: Мы- веселые подружки.

Мы – подружки - хохотушки!

И на празднике на вашем

«Русскую кадриль» мы спляшем!

Хозяйка: Танцы мы очень любим.

Танец «Русская кадриль» - русская народная мелодия.

Хозяйка: Спасибо вам, девицы. Проходите в нашу горницу - гостями будете.

Воспитатель 1: Хозяюшка, засиделись мы что- то слишком.

Не сыграть ли нам в «Ловишки»?

Воспитатель 2: Может, лучше не в «Ловишки», а в «Горелки»?

Хозяйка: Ну что ж?

Давайте, ребята, в « Горелки» играть,

Веселой игрою гостей развлекать!

Игра «Гори, гори ясно» - русская народная мелодия

Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.

Все поют: Мы славно гуляли

На празднике нашем.

Нигде не видали

Мы праздника краше!

Так будьте здоровы,

Живите богато,

А мы уезжаем

До дому, до хаты!

Хозяйка: Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите

Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Гостей чаем угощать!»

Дети : Любим чай мы с пирогами,

С баранками да кренделями!

Хозяйка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят в группу на чаепитие.)

анна тютрина
«Сибирские посиделки» - сценарий фольклорного развлечения в старшей группе

Цель : Создавать условия для развития речи посредством использования малых фольклорных форм .

Задачи : активизация словаря с использованием малых фольклорных форм : потешек, скороговорок;

Развитие звуковой культуры речи, фонематического восприятия и слухового внимания.

Воспитывать интерес к истории родного края.

Предварительная работа : чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, серии картин, просмотр видеоматериалов, изготовление атрибутов, элементов декора, разучивание фольклорных произведений .

В группу входит Сказительница :

С.: Добрый день, люди добрые, добрый день, или уже вечер, ну, а коли вечер, тут уж думать нечего - собирайтесь, снаряжайтесь, да к нашему двору направляйтесь, добры молодцы да красны девицы приглашаются на посиделки , на поглядки, на гляделки.

Приглашает в украшенный и стилизованный под избу зал.

С.: Приходите, посидите , о делах поговорите, коль темно- зажжем лучину,

да натопим жарко печь, мы разгоним вмиг кручину, можем и пирог испечь.

Под мелодию «Ах, вы сени, мои сени…» девочки выходят в центр и выносят блюдо с пирогами.

Девочки : Не красна изба углами, а красна пирогами.

1 девочка : Мы пришли не с пустыми руками- с вкусными пирогами.

2 девочка : Пироги вкусные, с грибами да капустою.

1 мальчик : А вот, говорят, в Рязани пироги едят с глазами!

Девочки хором : Как так?

2 мальчик : А вот так : их едят - они глядят!

С.: Проходите, песни- пляски заводите. Вот как раз начинаем перепляс.

Свободные музыкально- ритмические движения под попурри из русских народных мелодий.

С.: Ну, а теперь пирогов отведаем, посидим , побеседуем, с пирогом да кваском и шутки пойдут рядком.

Мальчик : Уронила белка шишку, шишка стукнула зайчишку,

Тот пустился наутек, чуть не сбил медведя с ног…

Под корнями старой ели размышлял медведь полдня :

«Что-то зайцы осмелели, нападают на меня!»

Девочка : Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне…

Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.

С.: А вот я вам пословицы назову, а вы уж не взыщите, мне объяснить их значение поспешите :

1) Долг день до вечера, коли делать нечего.

2) Кушать хочется, да лень ворочаться.

3) Семь раз отмерь - один раз отрежь.

С.: Вот какие мудрецы, сразу видно : молодцы, а сейчас мы в круг ловких да смелых приглашаем, в веселую игру поиграем.

Народная игра «Гори, гори, ясно!» .

С.: Ловкость да удаль показали, в задорную игру поиграли, а сейчас- ушки ставим на макушке, начинаем петь частушки :

Девочки : Мы живем в краю прекрасном,

А Сибирь бывает разной ,

Летом - зной, зимой- мороз,

Ты держи по ветру нос!

Мальчики : Не хочу сидеть я дома,

У меня лыжня готова,

Вот и финиш впереди,

Ты попробуй, догони!

Девочки : Мама мне кричит весь день,

«Дочка варежки надень!» ,

Мама, я ведь не мерзлячка, я девчонка, сибирячка !

Мальчики : Не маните чупа- чупсом,

он не нужен мне совсем,

Не хочу больным быть пупсом,

Лучше я морковку съем!

Хором : Не только серебром и златом края сибирские богаты , народ веселый, дружный здесь живет, ребята!

Мальчик : Спасибо, люди добрые за привет да ласку, за доброту и сказку!

Девочка : Пирогов поели, песни попели, пора и честь знать, до свидания!

Публикации по теме:

Сценарий фольклорного развлечения «Казачьи посиделки» Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам. Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках. Способствовать становлению.

Конспект развлечения в старшей группе «Русские посиделки» Цель: .Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. .Закрепить знания русском устном и музыкальном фольклоре. .Обогатить словарь.

Ождественские посиделки 2016 Цель: Познакомить детей с праздником Рождества Христова, его происхождением, историей, его особенностями.

Под музыку "Русские матрешки" входят Хозяйка и 5 матрешек. Музыка закончилась, а матрешки продолжают танцевать. Хозяйка: Дуняша! Наташа.

Сценарий фольклорного праздника «Уральские посиделки» для средней группы Сценарий фольклорного праздника «Уральские посиделки» для средней группыМузыкальный руководитель МБДОУ №16 Фокина Татьяна Вениаминовна,.

Сценарий фольклорного праздника в старшей группе Часть зала оформлена в виде русской избы: посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на.

Сценарий фольклорного развлечения "Святки встречаем-колядки распеваем!" Цель: Знакомство детей и родителей с традициями и обычаями русского.

Осенние посиделки в гостях у домовенка Кузьки для смешанной группы детей 3-5 лет и их родителей

Праздник проходит в группе, украшенной в народном стиле под русскую избу. Дети и взрослые одеты в русские народные костюмы: папы и мальчики в косоворотки, мамы и дочки в сарафаны, кокошники, ленты. Все входят в группу, здороваются с воспитателем-хозяйкой, проходят на заранее обговоренные места. Каждый выбирает работу по душе: кто вяжет, кто вышивает, кто прядет, кто ложки вырезает, а кто-то игрушки расписывает. Дети сидят рядом с родителями, у них в руках тряпичные куклы, клубочки ниток, красочные книжки, свистульки-глинянки. Тихим фоном звучит в грамзаписи народная мелодия (на выбор музыкального руководителя).

Хозяйка: В старые времена, когда осенью уже собрали урожай, приходили все на праздники, на веселые посиделки. Вот и мы с вами сегодня и песенки споем, и попляшем, и работу свою завершим. Ой, а кто это шуршит за моей спиной?

Слышится кряхтение, сопение, появляется рядом с хозяйкой кукла — домовенок Кузька, боязливо всех оглядывает, ворчит (куклой управляет воспитатель).

Кузька : О, народу-то в избе, народу. Откуда только понашли-понаехали? А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила. А что зимой есть будем?

Хозяйка : Не будь таким жадным, Кузька!

Кузька : Я не жадный, я домовитый. Зима длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает и помрет. Вот наплачетесь-то!

Хозяйка : Не волнуйся ты так, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.

Кузька : Боюся! Их вона как много, а я такой у вас один. Эй, вы, все там! Кузька я! Понятно? Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем.

Хозяйка : Неправильно ты здороваешься, Кузенька. И представляешься неправильно, не так надо.

Кузька : А как надо? Не знаю, не умею я.

Хозяйка: Давайте, ребята, научим Кузьку правильно здороваться и называть себя. Кто покажет? Машенька, вот молодец.

Маша : Здравствуйте, Кузьма Иванович. Меня зовут Маша Петрова. Мне 4 года. А вот моя мама Оля.

Мама Оля : Здравствуй, Кузенька! Меня зовут Ольга Михайловна.

Все взрослые и дети по очереди представляются и здороваются с домовенком.

Кузька: Ух ты, как здорово! Выходит, что я теперь вас всех знаю. Так уж и быть, оставайтесь. Слушайте мои сказки и загадки. У меня их много. Вот для совсем маленьких. Попробуйте отгадать.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковка)

Сидит на грядке дед, во сто шуб одет, кто его раздевает — тот слезы проливает. (Лук)

Сто одежек и все без застежек. (Капуста)

Хозяйка: Вот какие молодцы, хоть и маленькие, а все загадки отгадали. А еще для тебя, Кузька, они песенку про эти овощи споют. Называется она «Огородная- хороводная».

Дети инсценируют песенку «Огородная-хороводная» (муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой).

Кузька: Замечательно, ребята. Мне очень понравилось. А я с помощью перчаток и разных овощей и фруктов умею сказки рассказывать.

Хозяйка : Да как же это, Кузенька?

Кузька : Доставай-ка, хозяйка, свои старые перчатки, а из этой корзинки — овощи. Вот смотрите: из морковки получится лисичка-сестричка, а из свеколки — серый волк. Лягушку мы сделаем из огурчика, а мышку — из редиски. Вот картофелина, как голова медведя. Зайчика я уже сделал из груши, ушки вырезал. Петушок — из яблочка и морковки. А вот и ширма, на которой терем-теремок нарисован. Занавес открывается, сказка начинается.

Взрослые показывают сказку «Теремок» (персонажи кукольного перчаточного театра). В конце сказки звучит в грамзаписи русская народная плясовая «Из-под дуба, из- под вяза». На пляску Кузька приглашает всех гостей, они пляшут, как умеют. Но тут в печке зашевелился Колооок (с этой игрушкой работает второй воспитатель).

Колобок : А про меня кто сказку расскажет?

Кузька : И вправду, хозяюшка, расскажи про Колобка сказку.

Xозяйка: А я не одна буду рассказывать, мне ребята помогут. Бабушка и дедушка у нас настоящие есть. Это Машина бабушка Мария Ивановна и Сашин дедушка Степан Васильевич. Поможете мне сказку рассказать? Тогда начинаем.

Сказку «Колобок» разыгрывают дети и взрослые. Хозяйка читает текст. Детям надевают шапочки персонажей, и они произносят реплики героев сказки.

Колобок: Лиса меня не съела, пожалела, хозяйке принесла в избушку.

Лиса: Потому что, пока Колобок катился, он в черствый сухарь превратился. А мне, Лисе Патрикеевне, свои зубки жалко. Лучше я пойду на ферму и поймаю себе гуся жирного.

Дети и взрослые показывают инсценировку песни «Лиса- плутовка» (немецкая народная мелодия).

Хозяйка: Что у тебя там, Кузька, в кузовочке?

Кузька: Для деточек красивые платочки.

Хозяйка: Мы платочки возьмем и опять плясать пойдем.

Дети танцуют с платочками под музыку «Ах ты, береза» (русская народная мелодия). На первую часть музыки с платочками ходят по избе, на вторую часть выполняют «пружинку», снова ходят под музыку и на вторую часть кружатся, прячутся за платочки. Проводится игра «Прятки с платочком.» (дети прячутся за платочек — воспитатель-хозяйка их ищет).

Хозяйка:

Где же наши малыши? Здесь не видно ни души!

Пойду погуляю, всех сейчас поймаю.

Я по комнате хожу а ребят не нахожу.

Где ж мои ребятки? Не играйте со мной в прятки!

Дети: Мы здесь!

Танец и игра повторяются еще раз.

Кузька: Какие молодцы! А что, хозяйка, самоварчик поспел? Может, чайку попьем?

Хозяйка: Милости просим, гости дорогие!

Чаепитие за столом.

Сценарий фольклорного праздника для старших дошкольников. Весёлые посиделки

Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному творчеству.

Цель: Приобщать детей к русскому народному творчеству.

Задачи:

Создать обстановку для совместной деятельности родителей, педагогов и детей для формирования разностороннего развития и гармонизации личности ребенка.

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

Обогащать словарь по теме, развивать коммуникативные навыки;

Воспитывать интерес, любовь к народным традициям;

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д. На середину зала выходит ведущая (воспитатель)

Ведущая : На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках, каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

(Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей)

Хозяйка : Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

(Входят дети подготовительной группы)

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

(Хозяйка рассаживает детей)

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик : Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка : Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дед Мороз, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

(Дети по очереди говорят пословицы)

1) Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить – не лукошко шить!

3) Домом жить – не развеся уши ходить!

4) Домом жить – обо всём не тужить!

5) Дом вести – не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли. Пословицы то вы знаете, а плясать-то умеете.

Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

Исполняется хороводный перепляс «Кадриль» (русская народная мелодия)

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей) Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Блинчики печёт, щи, да кашу варит. Печь избу согревает, да освещает.

Ведущая : А мы и песню знаем про блиночки.

Исполняется песня «Ой, блиночки, мои» (русская народная мелодия)

Хозяйка: Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про блиночки.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование. (Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок»)

Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей) А еще у мен7я мышки перепутали фасоль. Вам нужно отделить белую фасоль от красной.

Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

(Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой»).

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят. Научила, как это сделать. И сама, какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя - то нам расскажешь?

Кузя : Ну, …так и быть – слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)

Кузя: У меня для Вас тоже подарочек есть. Вот, глядите! (выносит из-за печки корзинку)

Хозяйка : Кузя, да ведь это же обыкновенная корзинка.

Кузя : Моя корзинка – чистое волшебство, в ней песни, да пляски, да разные сказки.

Хозяйка: А что там у тебя есть (заглядывает в корзинку и достаёт красивый платочек)

Кузя: Есть у меня одна игра, собирайся, детвора!!! Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь. Кузя играет с детьми в игру «Гори, гори ясно»!

Кузя: (поглаживая живот) Что-то мне есть захотелось… испекла бы ты мне, Хозяюшка, колобок, что-ли.

Хозяйка: Рада бы испечь, да мука закончилась.

Кузя: А ты по амбарам помети, по сусекам поскреби, авось, и наберёшь на колобок.

Хозяйка: Что ж, пойду посмотрю, может, чего и напеку.

Кузя: А я Вам пока загадки загадаю:

1) Чудо, чудо сошлось с кругом:

Дыр много, а выскочить некуда. (Решето)

2) Под крышей четыре ножки, под крышей – суп, да ложки. (Стол)

3) Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)

Хозяюшка, ну что, скоро ли будет колобок готов?

Хозяйка : Скоро, скоро, уже зарумянивается!

Кузя : 5) Веду я внучка по всем комнатам за ручку. (Веник)

6) Мать пузата, сын горяч, а внук кучеряв. Что это такое? (Дым)

Кузя: Скоро ли будет колобок?

Хозяйка : Из печи достаю.

/ Хозяйка выходит, ведя за руку ребёнка, в костюме колобка. /

Хозяйка : По полочке поскребла, горсть муки-то набрала, на сметане за

месила, вот Колобок, какой получился.

Кузя: Ой, да какой пышный, румяный! (дотрагивается до него и отдёргивает руку). Ой, горячий какой! Пускай остывает.

Кузя: Вот это Колобок…Какой он у тебя шустрый, да ладный получился. Жалко мне его есть. Эх, буду голодным ходить…

Хозяйка: Кузя, не расстраивайся, лучше поиграй с ребятами. Игра хоровод «Если любишь поцелуй!» /

Хозяйка: Кузя, а что у тебя ещё есть в корзинке? (Кузя вытаскивает из корзинки щуку)

/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит мальчик в костюме Емели. В руках вёдра, а в них снежки /

Емеля : Эге-гей. Кто меня звал, вызывал?

Только по воду пошёл,

Прорубь я в реке нашёл

Стал я вёдра опускать,

Только слышу, что тихонько

Стал меня вдруг кто-то звать.

Испугался я, ребята,

Вёдра задрожали,

Ноги сами в путь пустились,

И вот я перед Вами.

Чудеса со мною всякие случаются,

Но такое первый раз со мною приключается.

Хозяйка: А в вёдрах-то снежки! Вот чудеса! Что же сними делать?

Кузя: Как что делать??? В игру играть!

Хозяйка : В какую?

Кузя : Снежки ложками носить.

/ Проводится игра «Перенеси снежок в ложках» /

Ведущая : Велика РОССИЯ наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах

На весь мир молва идёт!

Ложкари играть начнут

Ноги сами в пляс пойдут!

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

(Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную песню)

Кузя: Как известно всем, подружки – мастерицы петь частушки.

(Родители исполняют частушки)

Хозяйка : Кузя, а в твоей корзинке ещё остались чудеса?

Кузя: да, да, да а теперь дыхание затаите и сюрприз наш посмотрите.

(Кукольный спектакль «Крылатый, мохнатый, масляный», показывают родители)

Кузя: Ох, и здорово мы повеселились, пора и честь знать. Прощается. Спасибо, хозяюшка за веселье, да добрый приём.

Все:

Мы словно гуляли

на празднике нашем,

нигде не найдёте

вы праздника краше,

так будьте здоровы,

живите богато,

а мы уезжаем,

до дому, до хаты.

Хозяйка:

Ну что вы гости дорогие так торопитесь? Играми и плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Посмотрим пироги наши поспели или нет? (достает пироги).

Гости, будьте все здоровы, вот и пироги поспели.

Как в старых добрых сказках – приглашаем всех к чаю да к сдобному караваю.

Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы, будьте, живите без бед много-много лет. А я Вас в гости будут ждать. (Под русскую народную мелодию дети и родители идут пить чай)


Татьяна Родичева

Тема : Фольклорное развлечение «Русские посиделки »

Цель : Приобщать детей к традициям русского народа , совершенствуя их художественно – речевые способности посредством участия в совместных играх с другими детьми и родителями.

Ход развлечения:

Зал оформлен в виде избы, стол, на столе стоит самовар, разная утварь, стоит печь, лавки.

Ведущая :

На завалинках в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирались на посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить :

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить!

Под рус нар мел. «Как у наших, у ворот» дети заходят в зал

Ведущая :

Здравствуйте, детушки малые, да люди добрые!

Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться…

Здесь не погреб, не чулан

Не растет за ним тюльпан

Есть здесь светлая светлица-

Русская горница .

Есть и печка и труба

Это русская … .(Изба) Чтоб на посиделки

В русскую избу попасть

Надо ворота найти

Да под ними парами пройти…

Игра «Золотые ворота» (с родителями) под запись р. н. м. «К нам гости пришли» :

Ай, лю - ли, ай лю - ли.

Наши руки мы сплели,

Мы их подняли повыше –

Получилась красота.

Получились непростые –

Золотые ворота.

Кто пару найдет,

Тот в ворота пройдет!

Все рассаживаются на места

Ведущая :

Вот уж в избу мы вошли

Что ж тут видим?

Что нашли?

Горница здесь небольшая

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Игра «Отгадай что есть в избе…» :

1. Она стоит в русской избе

От неё тепло везде

Вы поймете, о чём речь

Это русская… (печь) 2. Кашу варит всем дружок,

Круглобокий. (чугунок) .

3. В печку слазить очень рад,

А зовут его. (ухват) . 4. Стоит у стола длинная кошка

У нее четыре ножки.

Сидит на ней вся семья

Это (скамья)

5. У нее доска и палка-

Это бабушкина. (прялка) . 6. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра (коромысло) .

7. Встану я рано, пойду я к Ивану,

К долгому носу, к толстой голове.

Он висит, болтается,

Всяк ему поклоняется… (рукомойник)

Ведущая :

Осмотрели избу мы…

Эй, хозяева, где вы?

Под р. н. м. «Полянка» на середину зала выходит «семья»

Отец :

Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окошко глядеть!

Вам ли сегодня туманиться, грустить, да печалиться!

Мать :

Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице.

Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный!

По обычаю, по - старинному - посиделками называется .

Старший сын :

Пожалуйте, гости дорогие!

У нас для каждого найдется и местечко и словечко.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

Кому сказку, кому правду, кому песенку…

Старшая дочь :

Мы давно гостей уж поджидаем,

Без вас речей не начинаем

Для каждого найдется

Глоток водицы из колодца

Младший сын :

Гости на порог – хозяину радость. Милости просим.

Подарки есть на всякий вкус :

А по старинному русскому обычаю , дорогих гостей угощают хлебом-солью.

За хлебом да за солью всякая шутка хороша!

Младшая дочь :

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать.

И на этих посиделках

Мы хотели бы сплясать!

Дети исполняют хоровод «Весна – красна идет» (авт. Т. Морозова)

Дети рассаживаются на места

Ведущая :

Ай- да, во славном посаде Тихвинском,

Да в саду – то «Россияночка» ,

На посиделки русские народные

Молодой князь со боярами пожаловал

Под р. н. м. «Из – под дуба…» выходит мальчик с костюме князя и два мальчика в костюмах бояр :

Князь :

Я Русич, и горжусь я этим,

Землёй своей родной горжусь,

Горжусь делами предков славных,

Тобой горжусь - родная Русь! Быть Русским - значит соблюдать

От предков данный нам завет :

По Совести и Правде жить,

За каждый шаг держать ответ.

Ведущая :

Верно князь слово молвит. Собрались мы позабавиться, да потешиться. Поиграть, пошутить, посмеяться. Но посиделки на Руси немыслимы были без ремесла.

1Мальчик в костюме боярина :

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.

И блоху он подкует, дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

2 мальчик в костюме боярина :

Ох! Ребята, что за диво,

Как чудесно и красиво!

На телеге проезжали

И сундук вдруг потеряли.

Эй! Заглянем в сундучок,

И узнаем, что есть что…

Игра «Русский сундучок » (с родителями)

Под р. н. п. «Шел козел по лесу…» участники игры берут в сундуке «грамотки» с загадками, читают задание и находят необходимые предметы, разложенные на столе.

1. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено)

2. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. (Клубок ниток)

3. В полотняной стране по реке Простыне плывет пароход, то назад, то вперед,

А за ним такая гладь - ни морщинки не видать. (Рубель)

4. Сама не ест, а людей кормит. (Ложка) .

5. Говорит дорожка - два вышитых конца :

«Помойся хоть немножко, чернила смой с лица.

Иначе ты в полдня испачкаешь меня»(Рушник)

6. Привяжешь - пойдут, отвяжешь - останутся (Лапти)

7. Тело бело, Душа льняная, Маковка золотая. (Свеча)

8. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

9. Новая посудина, а вся в дырках. (Сито, решето)

10. Днем - обручем, ночью - змеей. (Пояс)

Все рассаживаются на места

Ведущая :

А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц.

Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучаешься.

Выходите, ладушки – красавицы. Покажите свое мастерство.

Как музыка начнет играть,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как закончит музыка играть,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно ли задание? Начинаем соревнование!

Игра : "Смотай клубочек"

Выходят девочки и под р. н. п. «Ах, вы сени» вместе с мамами начинают наматывать нити на клубки.

Ведущая :

А вы, добры молодцы, что призадумались? Призадумались, закручинились?

Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось.

И для вас у меня есть игра-забава, где силушку молодецкую надо показать.

Игра - эстафета «Растопи печку»

Мальчики и их родители встают в две колонны.

По команде под р. н. п. «Ах, ты береза» каждый ребенок берет палку – «Прутик» , а взрослый – кубик – «уголек» и несут к печке, возвращаясь, передают эстафету другому. Победит тот, кто быстрее перенесет все предметы.

Ведущая :

Долог день до вечера, коли делать нечего.

А как с работой управились,

Так и отдохнуть можно…

Расступись, честной народ, отдохни немножко,

К нам Потешница идет, поразвлечь немножко .

Под р. н. м. «Как под яблонькой» » выходит Девочка - Потешница :

Сидят в теремах-светлицах

Небылицы в лицах,

Щелкают орешка, да творят насмешки,

Ни короткие, ни длинные,

А такие, что в самый раз,

Как от меня до вас!

Исполняются шутливые диалоги :

1мальчик :

Ой, ребята, а я что видел!

1мальчик :

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из подворотни лают ворота!

1 девочка :

Лошадь ела кашу, а мужик овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.

2 мальчик :

Стучит-бренчит по улице, Фома едет на курице.

А Тимошка на кошке, по кривой дорожке!

2 девочка :

Катя-Катя, Катюха! Оседлала петуха.

Петух заржал, на забор забежал!

Девочка – Потешница :

Ну, ребята, вы загнули,

Чуть не до смерти пугнули,

Да и где же это видано?

Да и где же это слыхано?

Ведущая :

Делу – время, потехе – час.

Кто будет играть со мной сейчас?

Созывайте всех гостей,

Да вставайте в круг скорей.

Мы трудились долгие недели

Покатаемся теперь на карусели.

Дети приглашают родителей и катаются на карусели (р. н. м. «Карусель» )

Ведущая :

Рас два, три, четыре, пять,

Будем дружно мы играть.

Вы кружок не разбивайте,

Веничек передавайте.

Будем передавать веник.

На ком веник остановиться, тот и загадку отгадывает.

Игра "Веник"

Под р. н. п. «Барыня» все играющие передают веник из рук в руки.

Когда музыка останавливается тот, у кого веник в руках, отгадывает загадку.

Загадки :

1. Мы собрали хоровод.

Пригласили весь народ,

Дополняет наш кружок

Добрый русский наш ---Пастуший рожок

2. Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

Стучат, звенят – плясать велят! ---Трещотки

3. Три струны, ее узнай-ка,

Заиграла --- Балалайка.

4. Без нее деревни скучно,

Вместе с ней поют частушки.

Пляшет Маша и Антошка

Под веселую --- Гармошку.

5. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять

И подуть в нее слегка - будет музыка слышна. --- Дудка

6. Тук, тук, тук все услышали мы стук,

Потерпи немножко, заиграем --- Ложка!

Ведущая :

А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.

1 ребенок

Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари! 2 ребенок : При царе, да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан,

Бубен в руки взяли,

Музыку сыграли!

3 ребенок :

Ложки, бубны – молодцы!

Еще лучше – бубенцы!

Бубенцов трель хороша

Эх, веселись, моя душа!

Игра на дет муз инструментах : оркестр детей и оркестр родителей

(В. Герчик «Песенка друзей» /исправленная/)

Все садятся на места

Ведущая :

Ой, да какие же вы молодцы, замечательно играете!

Ну, продолжаем наше веселье. (берет туесок со скороговорками) :

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Грамоту вы открывайте,

Скороговорочку читайте,

Да складно быстро повторяйте. Скороговорки :

1. Три сороки - тараторки тараторили на горке!

2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из простокваши.

3. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

4. Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

5. Пекарь Петр пек пирог.

6. Ткет ткач ткани на платки Тане.

Дети и родители по очереди повторяют скороговорки по три раза, соревнуясь.

Ведущая :

Ай, да молодцы! Славно, славно у вас получается.

Но одними играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ радушием да угощением знатным.

Не зря в народе говориться : хлеб да каша – пища наша.

А ну – ка, хозяюшки, выходите, да каши чугунок нам скорей наварите.

Исполняется танец «Варись, варись, кашка» (сл. Н. кузьминых, муз. Е. Шанин)

Ведущая :

Мы и пели, и плясали,

Вместе весело играли.

Только князь вдруг к нам идет

Грамоту с собой несет Ребенок в костюме князя вручает грамоту

Ведущая :

Песни, пляски от души

Были очень хороши.

Я ж издал такой указ :

Чтоб порадовать всех нас

И запомнить посиделки ,

Изготовить всем поделки :

Нужно тот час взять матрешку

Расписать ее немножко!

Совместная творческая деятельность «Роспись матрешки»

(п. «Русские матрешки » )

Ведущая :

Издавна люди на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол. Душистым чаем угощали, а чай из самовара наливали.

1 ребенок :

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит. 2 ребенок : Ай, качи, качи, качи,

Глянь баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися одни бараночки!

Ведущая :

А я для вас как – раз баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила.

Спасибо хозяин с хозяйкой за гостеприимство. За веселье знатное. За посиделки русские .

Приглашаем всех : и князя с боярами,

И семью дружную русскую ,

И людей тихвинских посадских,

И гостей чинов и званий разных

Милости просим к столу

Отведать душистого чая.

Под р. н. м. «Белолица – круглолица» дети и родители небольшими группами подходят к хозяину с хозяйкой, раскланиваются, уходят из зала

и проходят в группу для чаепития.