"Сила Сибири": почему переговоры с Китаем зашли в тупик. Магистральный газопровод "сила сибири" - самый амбициозный проект современности

В «Газпроме» состоялась рабочая встреча председателя правления компании Алексея Миллера и чрезвычайного и полномочного посла КНР в Российской Федерации Ли Хуэя.

Участники встречи высоко оценили уровень и динамику развития российско-китайских отношений в газовой сфере. Стороны отметили, говорится в сообщении газового монополиста, что двустороннее партнерство охватывает значительное количество направлений и продолжает расширяться.

Ключевым пунктом повестки остаются поставки в Китай российского трубопроводного газа. Стороны подтвердили полное соблюдение графика реализации проекта поставок газа по «восточному» маршруту и обсудили ход переговоров по проекту поставок по «западному» маршруту. На встрече также была подчеркнута важность сотрудничества в таких сферах как подземное хранение газа, газовая энергогенерация и газомоторное топливо.

Напомним, в 2014 году «Газпром» и китайская государственная нефтегазовая компания CNPC подписали Договор купли-продажи российского газа по «восточному» маршруту (по газопроводу «Сила Сибири»). Договор заключен сроком на 30 лет и предполагает поставку в КНР 38 млрд куб. м газа в год. В 2015 году «Газпром» и CNPC подписали соглашение об основных условиях трубопроводных поставок газа с месторождений Западной Сибири в Китай по «западному» маршруту (газопроводу «Сила Сибири-2»). Первоначально предусматривается поставка в Китай 30 млрд куб. м газа в год.

Позже, в 2015 году «Газпром» и CNPC подписали меморандум о взаимопонимании по проекту трубопроводных поставок природного газа в Китай с Дальнего Востока России.

По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, у сторон нет существенных разногласий по срокам. Для Газпрома важно зафиксировать объемы, чтобы иметь стабильного потребителя. Дело в том, что азиатский рынок - премиальный по цене, и конкуренция со стороны СПГ там высокая, в том числе, за счет проектов того же Газпрома на Сахалине. За счет крупных объемов можно отсечь более мелких конкурентов. При текущих ценах это прибавит не менее 2 млрд к EBITDA. Но спешка в этом вопросе тоже, возможно, ни к чему: если цена к тому времени вырастет, то это будет дополнительным аргументом за строительство.

Действительно, соглашается аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов, если взглянуть на сетку российско-китайских переговоров по газовым проектам в этом году, то практически раз в два месяца в СМИ проходит информация – что «Сила Сибири» строится в соответствии с графиком и газ в Китай пойдет по трубам уже в 2019 году. Между тем важно понимать, что изначально дата пуска газопровода намечалась на 2-ю половину 2018 года. Позже сроки немного сдвинули до мая 2019 года, между тем в заявлениях энергетических чиновников прослеживалась неопределенность даже относительно этой даты, например в апреле этого года один из представителей Минэнерго обозначил, что поставки могут начаться в 20-21гг но быстро отказался от своих слов, подчеркнув что это были оговорки.

Более того, напоминает эксперт, из последнего отчета по итогам первого квартала 2016 года монополист изъял информацию о точном пуске начала добычи газа на Чаяндинском месторождении, а также сроки ввода в эксплуатацию первоочередного участка газопровода, что также может наводить на мысли об очередной отсрочке. Это подтверждает и тот факт, что трубники в этом году отгрузили меньше продукции для основных потребителей, так, мы отмечаем снижение выпуска труб большого диаметра (ТБД) у Группы ЧТПЗ – Челябинский трубопрокатный и у Первоуральского новотрубного завода, которые являются одними из основных поставщиков для Силы Сибири и Транснефти. Так из ТБД отгружено всего 323 тыс т, что на 37% меньше 1 полугодия 2015 года. Иными словами теоретически можно предположить, что газопровод прокладывается с небольшой пробуксовкой.

Между тем, считает Антонов, нет оснований предполагать что Сила Сибири встанет в строительстве, стороны все-таки обязаны выполнять свои обязательства тем более что на данный момент Газпром находится не в лучшем положении, ситуация с Северным Потоком-2 для поставок газа в Европу совершенно неоднозначная и обеспечение стабильных поставок 30 млрд куб м газа в год для Китая – надежный способ закрепится на Востоке. Более того у Газпрома на данный момент перепроизводство сырья составляет более 200 млрд куб м газа и в его интересах успеть в срок запустить поект к маю 2019 года – китайцы находятся в более выигрышном положении, за срыв сроков по обязательствам они могут попросить еще скидок на газ и нефть, а также медлить с ответом по Силе Сибири-2, которая подразумевает поставки еще 38 млрд куб м газа в год.

Безусловно, уверен аналитик, сейчас Сила Сибири для Газпрома выглядит скорее обременительным проектом – это связано в первую очередь с тем, что когда шли переговоры и подписывалось соглашение нефть стоила выше 100 долл за баррель. Сейчас же ее цена делает проект практически нерентабельным и поставки газа при ее сохранении на этом уровне будут лишь поддерживать жизнеспособность компании в ожидании лучших времен.

Между тем согласно китайской энергетической стратегии до 2030 года стране необходимо перевести собственную промышленность и генерации теплоэнергии с угля на газ, и внутреннее потребление газа с текущего в размере 53 млрд куб м в год должно составить 270 млрд куб м. при осуществлении перехода в ближайшие 7 лет потребление должно дорасти до 100 млрд куб м газа ежегодно. При таком раскладе, полагает Алексей Антонов, Сила Сибири-1 могла бы закрывать потребности Китая в газе более чем на половину и строительство второй ветки восточного маршрута в этой ситуации вполне логично.

Другой вопрос, захочет ли Китай строить Силу Сибири-2 и согласится ли Газпром на обозначенные условия, ведь строительство инфраструктуры по российской стороне финансируется за счет монополиста, а условия прокладки для компании одни из самых дорогостоящих, напомним что общая стоимость проекта оценивается в 44,3 млрд долл и несмотря на то что из-за девальвации российской валюты он подешевел с 55 млрд долл – добиться безубыточности при неполной загрузки трубопровода будет крайне тяжело. Добавим сюда, что Китай рассматривает в качестве поставщика газа еще и такие страны как Туркмения, Казахстан и Мьянма. Также дорогу может перейти проект Ямал СПГ от НОВАТЭКа.

Четыре тысячи км трубы, 770 млрд рублей капвложений, почти 15 тысяч строителей – это магистральный газопровод «Сила Сибири», по которому газ из России потечет в Китай

 

Справочная информация:

  • Название: «Сила Сибири».
  • Назначение объекта: магистральный газопровод.
  • Начало строительства: 2014 год.
  • Завершение: 2019 год (достигнет полной мощности в 2025 году).
  • Стоимость объекта: по оценке 770 млрд рублей.
  • Кто строит (основной ген. подрядчик/бенефициар): ПАО «Газпром» / ключевые фигуры холдинга Алексей Миллер и Виктор Зубков.

Газопровод «Сила Сибири» уверенно можно считать самым масштабным проектом современности по транспортировке газа. С его реализацией России обеспечены:

  • диверсификация экспорта сырья;
  • более эффективное развитие Восточной Сибири;
  • лидирующие позиции в мире по производству гелия.

И тот же нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан или газопровод Сахалин—Владивосток обсуждались куда больше, чем «Сила Сибири». Но это не мешает этому газотранспортному проекту оставаться самым амбициозным по геополитическому значению.

«Новая газовая магистраль позволит существенно укрепить экономическое сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, и, прежде всего, с нашим ключевым партнером — Китаем» (В. В. Путин).

Стране пришлось форсировать работы по разработке месторождений газа в Восточной Сибири по вполне объяснимым причинам - отношения России и Европы переживают не лучшие времена (напряженность, санкции и другие ограничения).

«Чтобы что-то сделать в сжатые сроки, нам нужен либо мегапроект, достойный масштабов России, либо внешний стресс для мобилизации. Сейчас сошлись во времени оба эти фактора… “Сила Сибири” — самый крупный газотранспортный проект в мире и самый амбициозный, поскольку пройдет в трудных условиях по болотам, скалам, тайге» (Юрий Шафраник, председатель совета Союза нефтегазопромышленников России).

С началом обустройства Чаяндинского месторождения и реализации проекта строительства магистрального газопровода «Якутия — Хабаровск — Владивосток» стали возможны переговоры с Китаем по поводу «восточного маршрута» и невероятно сильный контракт Газпрома с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC), заключенный в мае 2014-го на тридцать лет стоимостью почти в 400 млрд долларов. Он стал для стройки реальным катализатором. Россия по нему обязалась поставлять ежегодно до 38 млрд куб. м.

А уже в сентябре газовый гигант приступил к строительству нового газопровода, получившего название «Сила Сибири», по которому с якутских и иркутских месторождений через Хабаровский край и Приморье газ потечет прямо в Китай.

Справочно. Газпром - безусловный лидер по , но и в мире, единственный отечественный экспортер сжиженного природного газа, входит в десятку , ПАО, более 50% акций принадлежит государству. В рейтинге Forbes Global 2000 в 2017-м среди крупнейших в мире публичных компаний Газпром занимает 40-е место, это лучшая оценка среди 27 российских компаний. Председатель Правления, заместителем Председателя Совета директоров ПАО является Алексей Миллер.

Стройка обещала стать явлением, самым грандиозным подобным проектом не только в масштабах страны, но и мира. Строительство должно проходить в сложнейших и неоднородных геологических условиях сибирского края. По оценкам, в «Силу Сибири» будет вложено 770 млрд рублей, проложено 4 000 км труб, пропускная способность которых достигает 61 млрд куб. м газа в год. Строительство планировалось завершить в 2017-м, чтобы в 2019-м начать поставки голубого топлива в Китай.

Рис. 1. Публикация в АиФ в сентябре 2014-го
Источник: сайт aif.ru

Основные этапы строительства

2012 год - готовность инвестиционного решения, о чем было объявлено Газпромом».

В сентябре 2014-го трубопроводу был дан старт.

Рис. 2. Президент России дал старт «Силе Сибири»
Источник: сайт polit.ru

Отчасти строящийся газопровод пойдет по уже существующему коридору нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) - другого масштабного проекта, бывшего основным каналом, по которому российский газ направится в Китай.

Строительство организовано крупнейшим российским газовым гигантом Газпром в две очереди:

  1. Газопровод «Якутия-Хабаровск-Владивосток» - он протянется от Чаяндинского месторождения на 2 200 км до г. Благовещенск, что на Алтае, именно оттуда газ направится в Китай.
  2. Более 700 км до Ковыктинского месторождения - это не просто расширение газовых потоков, но и их перенаправление с востока на запад, и наоборот.

В разработку, возможно, будут вовлечены, кроме этих двух крупных месторождений с запасами газа у Чаяндинского в 1,2 трлн тонн и Ковыкинского в 1,5 трлн тонн, другие, что расположены вдоль трассы.

По МГП «Сила Сибири» газ из Восточной Сибири отправится и на внутренний российский рынок, и на экспорт в восточные районы Китая. Этот проект получил название «восточного маршрута».

Рис. 3. «Сила Сибири» в условиях мелководья
Источник: сайт news.ykt.ru

Кроме того, планами предусмотрено построить крупнейший комплекс, в составе которого газоперерабатывающее, гелиевое и газохимическое производства, способный обеспечить производство товарного и сырьевого газа, пропан-бутановой смеси, полипропилена, гликоли, полиэтилена.

Все работы по строительству газопровода выполняются согласно подписанному с китайской стороной контракту, а также по межправительственному соглашению от 13 октября 2014 года, определившему условия партнерства.

При строительстве газопровода используются практически полностью трубы отечественного производства. На строительстве «Силы Сибири» задействовано более 11 тысяч специалистов. В эксплуатации объекта будут задействованы порядка 3000 человек.

Рис. 4. Строительство магистрального газопровода
Источник: сайт vladnews.ru

Социально-производственный эффект

  • Производственный.

    Металлургические компании первыми уже ощутили эффект от строительства трубопровода. Это и поставка проката более чем на 7 млрд дублей Трубной металлургической компанией, Объединенной металлургической компанией, ЧТПЗ и Ижорским трубным заводом «Северстали», которые выиграли не только этот конкурс, но и на поставку труб вместе с другими двумя предприятиями: Торговый дом МК и «Трубные инновационные технологии». Газпрому предстоит закупить трубы в объеме 2,5 млн тонн, только до 2018-го их потребуется 1,7 млн тонн.

    Увеличение продаж коснется и машиностроителей, а конкретно, КамАЗ.

  • Социально-экономическое развитие территорий.

    Вокруг газовых месторождений появятся новые производства, а значит, и поселки, будут развиваться города. «Сила Сибири» буквально внесет жизнь в огромнейшие расстояния между Западной Сибирью и Дальним Востоком. Южные районы Якутии, через которые пройдет труба, в числе первых получат импульс для социально-экономического развития. Будет газифицировано 29 населенных пунктов в Якутии, не менее чем к 6,6 тыс. домовладений и 90 промышленным и сельхозпредприятиям будет подведен газ, что позволит местным предприятиям сократить энергозатраты и повысить эффективность. Программа газификации предполагает строительство боле 760 км газопроводов-отводов.

  • Занятость населения.

    Эксплуатация газопровода, работа на объектах добычи Газпрома потребует привлечения почти 3 тысяч специалистов. Холдинг уже организовал подготовку кадров, а в их числе есть и местные жители. В процессе задействовано несколько российских профильных образовательных центров.

«Сила Сибири» сегодня

«Восточный маршрут» сейчас активно строится, даже опережая график, как заявляют сами строители. Уже уложено почти 1,5 тыс. км газопровода.

Один из ключевых объектов - погранпереход под Амуром. Здесь на китайской и российской территории вырыто по два котлована: стартовые со стороны Китая и приемные - на стороне России. Уже к ноябрю 2017-го строителями Поднебесной была закончена щитовая проходка резервного тоннеля, а в конце 2017 года - запущен щит по строительству основной нитки.

Поставки газа по планам стартуют в 2019-м, в декабре, постепенно наращивая объемы прокачки «голубого топлива» в КНР, и к 2025 году достигнут проектной мощности.

Газопровод в Китай необходим, несмотря на проблемы в китайской экономике и масштабный кризис в российской. Этот проект может стать драйвером роста для Дальнего Востока

Китайская экономика замедляется. В середине января Национальное бюро статистики КНР опубликовало данные по ВВП за 2015 год. Темпы прироста китайской экономики (6,9%) не только не превысили уровень 2014 года (7,3%), но и оказались худшими за все предшествующие 25 лет. Торможение второй по величине экономики мира вызвало к жизни опасения по поводу возможного сокращения КНР потребления энергоресурсов. Так, согласно прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), в 2015-2020 годах среднегодовые темпы прироста потребления нефти в Китае будут эквивалентны 2,6% — это почти в два раза ниже, нежели в 2005-2014 годах.

Ожидаемое снижение потребления энергоресурсов в Китае может стать причиной переноса сроков начала поставок газа из России по западному маршруту проекта «Сила Сибири-​2», заявил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. , сроки поставок по восточному маршруту изменены не будут, поскольку контракты на возведение его отдельных участков уже заключены. Так, в минувшем декабре «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали соглашение о проектировании и строительстве трансграничного участка газопровода «Сила Сибири» через реку Амур.

Спрос на газ в Китае

Критики проекта часто ссылаются на то, что в энергобалансе КНР газ играет подчиненную роль: согласно данным Агентства энергетической информации США, на его долю в 2012 году приходилось лишь 5% потреблявшихся в стране энергетических ресурсов, в то время как на долю угля, нефти и гидроэнергии — 66%, 20% и 8% соответственно. Однако стоит отметить, что в 2005 году доля газа была еще меньшей (2,6%). За последние десять лет Китай более чем утроил потребление голубого топлива — с 46,8 млрд куб. м в 2005 году до 178,6 млрд куб. м в 2014-м, притом что эксперты Международного энергетического агентства в 2007 году ожидали, что потребление газа к 2015 году достигнет отметки лишь в 120 млрд куб. м.

Столь же динамично рос и импорт газа: начав закупать сжиженный природный газ в 2006 году и трубопроводный газ в 2010-м, к 2013 году КНР нарастила их совокупные поставки до 51,9 млрд куб. м. Все в том же 2013 году на долю импорта приходилось 32,1% потребляемого Китаем газа; согласно прогнозу Международного энергетического агентства, в 2030 году этот показатель вырастет до 54%. Именно поэтому спрос будет обеспечен как на сжиженный природный газ, поставляемый в КНР в том числе из Катара, Австралии и Малайзии, так и на природный газ, который будет поступать из Средней Азии и России.

Сделать такой сценарий реалистичным могут усилия китайского правительства по борьбе с загрязнением окружающей среды, ставшим следствием мощного индустриального рывка рубежа XX и XXI столетий: решить эту проблему будет невозможно без ухода от использования угля и наращивания потребления экологически безопасного газа, что должно будет привести к снижению вредных выбросов в атмосферу, а это в свою очередь придаст «Силе Сибири» стратегическую значимость не только для КНР, но и для всего мира.

Нерентабельность проекта

Критики проекта «Сила Сибири» также указывают на то, что строительство газопровода в Китай окупится лишь спустя три десятилетия после его начала — на это, в частности, Сергей Алексашенко. Здесь стоит отметить, что подобного рода проекты редко становятся рентабельными сразу после их введения в строй: как правило, коммерческий эффект от их реализации достигается лишь по прошествии длительного периода. Пример тому — строительство газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород», который был возведен на рубеже 1970-х и 1980-х на кредиты европейских банков, выданных под выручку от последующих поставок голубого топлива в страны Старого Света (сделка «газ — трубы»). Финансовая отдача от этого проекта была получена уже после распада СССР, когда «Газпром» стал наращивать экспорт в ЕС, который между 1990 и 2005 годом вырос со 110 до 154,3 млрд куб. м — благодаря этому компания смогла компенсировать потери от поставок в бывшие союзные республики, осуществлявшиеся в то время фактически по бартеру.

Примерно такой же, пусть и меньший по масштабу эффект может дать строительство газопровода в Китай. Если бы это было иначе, то возведением инфраструктуры, необходимой для транспортировки голубого топлива в Поднебесную, не занимались среднеазиатские государства, в частности Туркмения, которая в сентябре 2013 года заключила договор о строительстве четвертой нитки газопровода в КНР, благодаря чему к 2017 году его совокупная мощность достигнет 80 млрд куб. м. В минувшем декабре Туркмения также приступила к строительству газопровода в Индию годовой мощностью 38 млрд куб. м: в рамках этого проекта в Балканской области Туркмении будет возведен газохимический комплекс по производству 386 тыс. т полиэтилена и 81 тыс. т полипропилена в год.

Такие проекты в долгосрочной перспективе способны приносить прибыль — этим они выгодно отчаются, к примеру, от большой стройки в Сочи, предвещавшей зимние Игры-2014 и обошедшейся, по данным ГК «Олимпстрой», в 1,524 трлн руб. ($50 млрд по тогдашнему курсу). К сожалению, коррупционные риски при их реализации исключать нельзя. Однако если бы фактор коррупции можно было бы использовать для обоснования отказа от исполнения инвестиционных проектов, то тогда в России нужно было бы полностью прекратить строительство каких бы то ни было капитальных объектов, будь то дороги, школы или больницы.

Освоение месторождений Восточной Сибири

Проект «Сила Сибири» поспособствует освоению Чаяндинского (Якутия) и Ковыктинского (Иркутская область) газовых месторождений — на сегодняшний день не существует иного способа, который бы позволил вывести их ресурсы на рынок. Эти месторождения могут стать не только ресурсной базой проекта «Владивосток-СПГ», но и газохимических предприятий региона, тем более что газ Ковыкты и Чаянды богат на применяемые в газохимии компоненты, такие как этан и гелий.

Подтверждение тому — соглашение о строительстве Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ), подписанное «Газпромом» и «Сибуром» в минувшем июле: предприятие годовой мощностью 49 млрд куб. м должно быть введено в строй в 2025 году; базой для его работы станет сырье Якутского и Иркутского центров газодобычи, создаваемых «Газпромом» в рамках Восточной газовой программы.

В состав ГПЗ, в частности, войдет крупнейшее в мире производство гелия объемом не менее 60 млн куб. м в год. Содержание гелия в газе Ковыктинского месторождения составляет 0,28%, притом что превышение даже одной сотой процента говорит о его промышленных запасах. Именно поэтому открытие Амурского ГПЗ, который будет работать на ресурсной базе Ковыкты, откроет перед Россией широкие возможности по экспорту гелия на зарубежные рынки и вытеснению с него зарубежных конкурентов, в том числе и из США, а также по его применению в авиационной, космической, медицинской и других высокотехнологичных отраслях промышленности.

Рабочие места

На строительстве Амурского ГПЗ будет задействовано 15 тыс. человек, на самом же предприятии будет создано около 3 тыс. рабочих мест. Для восьмисоттысячной Амурской области это, казалось бы, капля в море. Однако не стоит забывать, что и возведение газопровода «Сила Сибири», и строительство газохимических предприятий потребует создания дорожно-транспортной инфраструктуры, для развития которой также понадобится рабочая сила. Так, для поставок оборудования на Амурский ГПЗ будет углублен фарватер реки Зея, а также построена автомобильная дорога и железнодорожная ветка.

Помимо этого, сам ход реализации проекта по возведению газопровода заставит федеральное правительство более пристально взглянуть на развитие Дальнего Востока, на который обращалось меньшее внимание по сравнению с другими российскими регионами, например с богатой нефтью и относительно близкой к европейской части страны Западной Сибирью или политически и экономически нестабильным Северным Кавказом.

Для реализации этих мер нужна политическая воля, которая бы возникла под давлением предпринимателей, требующих обеспечения благоприятной для ведения бизнеса среды. Создать такое давление в российских условиях могут только крупные компании, которые придут на Дальний Восток всерьез и надолго: им предстоит работать в регионе не один год, а потому в их интересах будет создание таких условий, которые были бы выгодны не только «крупняку», но и «малышам». Среды, которая обеспечит превращение Дальнего Востока из дотационного региона в донорский.

Новая стройка века – труба диаметром почти полтора метра уверенно тянется через всю Сибирь, от Якутии до Благовещенска. Через год магистральный газопровод "Сила Сибири" должен быть готов к работе – контракт, заключенный в мае 2014 года между российским Газпромом и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией (CNPC), предусматривает ежегодные поставки газа до 38 млрд кубометров в течение 30 лет и на момент подписания оценивался в 400 миллиардов долларов. Этот контракт правительство России до сих пор преподносит не только как выгодный коммерческий проект, но и как свою большую геополитическую победу.

Однако у "поворота на восток" есть обратная сторона. Российские налогоплательщики будут субсидировать китайских потребителей, а коммерческую выгоду в реальности получают только подрядчики этой стройки, считает Михаил Крутихин , партнер аналитического агентства RusEnergy.

В интервью "Сибирь. Реалиям" Михаил Крутихин, эксперт с 25-летним опытом работы в энергетической отрасли, объясняет, почему "Сила Сибири" не стоит тех денег, которые вкладывают в газопровод Газпром и государство.

– В мае 2019 года, согласно официальным пресс-релизам, должны начаться поставки газа в Китай по "Силе Сибири". На ваш взгляд, насколько реалистичны эти планы?

– Я думаю, что более реалистичный срок – где-то декабрь 2019 года. Мы видим, как лихорадочно идет подготовка к этой дате. По самому краткому сценарию, в минимальном объеме, выполняются строительные работы на линейной части газопровода. Создаются мощности по подготовке газа для прокачки его дальше в Китай, поскольку из газа нужно извлекать компоненты, которые мешают поставкам чистого метана – в частности, там есть азот (около 7%), гелий и другие компоненты. Идет бурение новых скважин, освоение Чаяндинского месторождения в Якутии, которое должно стать базой поставок газа по этому маршруту. Так что, думаю, что к декабрю 2019 года в минимальном объеме они могут успеть.

– И Чаяндинское, и Ковыктинское месторождения, откуда пойдет газ в "Силу Сибири", еще не разработаны и вообще разведаны сравнительно недавно. Газпром в них уверен?

– Давайте начнем с Чаяндинского, это основное, первое месторождение, откуда пойдет газ. По всем российским нормам и правилам, сначала нужно разрабатывать нефтяную залежь в месторождении, поскольку если нефть забросить и сразу качать газ, то упадет давление, и нефть навеки останется в земле.

Газпром объявил, что якобы выработал технологию, которая позволяет отбирать газ без того, чтобы падало давление в подземном нефтяном резервуаре. Я беседовал на эту тему с геологами крупнейшей американской нефтегазовой компании, они подняли меня на смех. Такой технологии не существует. Таким образом, Газпром идет на нарушение всех норм, он оставляет огромные запасы нефти в земле для того, чтобы срочно начать экспорт газа. Это первое по Чаянде.

Второе: это месторождение на самом пике добычи не способно давать больше 25 млрд кубометров газа в год. Это означает, что обещание Газпрома поставлять 38 млрд кубометров в год в Китай не может быть осуществлено на основании одного только этого месторождения. Нужно подключать к нему второе большое месторождение, уже не в Якутии, а в Иркутской области – Ковыктинское, которое тоже еще надо разрабатывать и строить дополнительно 800 км трубопровода, чтобы соединить Ковыкту с Чаяндой. Пока этого нет.

Таким образом, если мы говорим, что в декабре 2019 года пойдет газ в Китай, то это означает, что первоначальная мощность всей системы составит примерно 4-4,5 млрд кубометров в год. Для того, чтобы вывести "Силу Сибири" на 38 млрд кубометров, надо добывать с этих двух месторождений 42 млрд кубометров в год. Разница уйдет на то, чтобы выделять из газа компоненты, также нужно тратить газ на работу компрессоров на газоперекачивающих станциях. Если посмотреть на графики, подготовленные плановиками и экономистами Газпрома, такой добычи можно достичь примерно через 10 лет после начала прокачки газа в Китай. То есть на плановый показатель можно будет выйти не в 2019-м, а только в 2029 году.

– А Китай устраивает такая схема?

– Китайская позиция вообще очень интересная, мягко говоря. Китайцы на протяжении многих лет сопротивлялись уговорам Газпрома, который намеревался продавать им газ аж по трем маршрутам сразу. Один - через Владивосток, второй – по "Силе Сибири", которая тогда еще так не называлась, и третий – по газопроводу "Алтай", который иногда называют "Сила Сибири-2", из Западной Сибири, где находятся основные газовые промыслы Газпрома.

По этим трем маршрутам планировалось подавать 68 млрд кубометров газа: по 30 по "Алтаю" и "Силе Сибири" и 38 оставались на Дальний Восток. Китайцы сразу говорили, мол, извините, нам этот газ не нужен, мы свой газовый баланс закрываем без вас. С большим трудом из года в год подписывали какие-то рамочные соглашения, меморандумы о взаимопонимании, всем объявляли, что вот-вот придем к соглашению, пока, наконец, во время визита Путина в Шанхай в мае 2014 года не подписали документ, который еще за 20 минут до подписания назывался "Меморандум о взаимопонимании". То есть ни к чему не обязывал. С большим трудом уговорили китайцев назвать его "контрактом".

Остальные уговоры – поставить китайцам газ через Дальний Восток, через газопровод "Алтай" – никаких результатов не принесли, китайцы все эти идеи отвергают. Когда я в прошлом году разговаривал в Пекине с китайскими специалистами, они мне доверительно рассказали: "Вы знаете, мы закрываем свой газовый баланс без России, а вот этот российский газ нам понадобится только в одном случае – если в Тихом океане сложится тяжелая военно-политическая обстановка, и получение сжиженного природного газа из других источников окажется затрудненным или невозможным. Тогда мы попросим поставки газа из России". То есть, для них это запасный выход. И когда у нас говорят, что китайцы спят и видят, что к ним придет российский газ – это не соответствует действительности, это пустая пропаганда.

– Но в РФ этот контракт, когда он был заключен, преподносился как крупная геополитическая победа России.

– Это пустая, абсолютно пустая, не основанная ни на чем пропаганда. Давайте вспомним 2012 год: Газпром подготовил обоснование инвестиций в "Силу Сибири", и в конце этого документа говорилось: да, этот проект может иметь коммерческое значение, но только в том случае, если заложенная цена в нем газа будет увеличена на 50-70%.

Они рассчитали цену газа в трех разных вариантах: ее привязали к цене нефти по 60, 75 и 90 долларов за баррель. И согласно обоснованию инвестиций, которое делали газпромовские плановики и экономисты, получается, что даже по цене самой дорогой нефти проект не окупается даже в 2048 году! Это не коммерческий проект вообще.

Зачем он нужен России? Давайте посмотрим: у России очень много газа, девать его некуда, потому что в Европе, куда нацелены все наши газопроводы, потребление практически не растет. Сжиженный природный газ - мы только-только, очень робко начинаем здесь что-то делать, и наш сжиженный газ коммерчески не рентабелен. Либо газ должен отгружаться в суровых условиях Арктики, и тогда инфраструктуру берет на себя государство, как в проекте "Ямал СПГ". Либо опять надо прокладывать куда-то трубы. А куда? Единственное направление – это Китай.

Отчаянно стали уговаривать китайцев, не обращая внимания на коммерцию. А что такое "не обращать внимания на коммерцию"? Это означает, что китайцы будут брать газ по цене ниже себестоимости –себестоимости добычи, себестоимости прокачки, плюс операционные издержки и капитальные инвестиции, которые нужно вложить в эту самую "Силу Сибири": в газоперерабатывающий завод, в газохимический завод и много что еще. В результате российский налогоплательщик (Газпром все-таки государственная компания) будет субсидировать китайских потребителей газа.

Когда я пытаюсь представить себе, зачем это надо было делать, у меня только два варианта возможной логики тех, кто принимал решение. А решение принималось на самом верху в Кремле. Первое – это показуха: вот посмотрите, гигантская геополитическая победа, мы открыли новый маршрут экспорта нашего газа. Во что это обошлось, никто не считает. И вторая мотивация – это дать заработать подрядчикам, которые строят этот газопровод. Всё, другой мотивации я не вижу. А подрядчики известны тем, что у них смета примерно в 2,5-3 раза больше, чем на такие же работы у других компаний в других частях света.

– Насколько я помню, самые крупные подряды получили, причем без конкурса, АО "Стройтрансгаз", который принадлежит Геннадию Тимченко, и ООО "Стройгазмонтаж", который принадлежит Аркадию Ротенбергу.

– Тимченко, Ротенберг, вот эти все ребята. Они уже отличились – построили газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток: с одного конца нет газа, а с другого конца нет потребления. Газопровод построен, миллиарды долларов в него вбуханы зачем-то.

– А "Сила Сибири" строится на деньги бюджета или на деньги госкомпании?

– Когда был подписан этот контракт в мае 2014 года, то газпромовцы, уже известные лживыми заявлениями, объявили, что китайцы согласились софинансировать проект и вложат в "Силу Сибири" 25 млрд долларов. Как выяснилось, китайцы ничего не обещали и не дали ни копейки. То есть все деньги – это газпромовские деньги, и поэтому Газпром, который вынужден сейчас тратиться на никому не нужные, коммерчески невыгодные, нерентабельные проекты, на протяжении последних трех кварталов оказался в списке компаний, которые вместо прибыли дают убытки. У Газпрома по текущим счетам красненькие цифры, а не черненькие.

– Только за счет вот этой инвестпрограммы?

– Это гигантские стройки с завышенными сметами, которые никогда не оправдаются. Это такие же были политизированные проекты как "Северный поток-2", как "Турецкий поток" – вот это все хозяйство не оправдывается.

– В июне 2014 года было сообщение, что президент поручал Минфину "подумать о докапитализации Газпрома". Реализовалась ли эта идея?

– Пока нет, этого не было, единственное, что Газпрому пообещали освобождение от некоторых налогов по поставкам газа через "Силу Сибири". Ну да, опять за счет российских налогоплательщиков: Газпром будет меньше платить налогов, а китайцы будут субсидированы нашими налогоплательщиками.

– Но хоть какая-то польза для экономики есть от этой стройки? Ну вот хотя бы она загружает работой трубопрокатные, металлургические заводы, созданы тысячи рабочих мест...

– Ну давайте тогда проложим трубу в Индию или еще куда-то, где она абсолютно не нужна никому! Толк-то от этого какой? Что, будем работать так, чтобы смысла никакого не было, не было никакого материального результата? Если поощрять такую работу, я не знаю, до чего можно дойти.

В свое время в Газпроме сопротивлялись принятию инвестиционного решения по "Силе Сибири", но в октябре 2012 года после заседания президентской комиссии по ТЭК, Владимир Владимирович Путин позвал к себе газпромовцев и приказал "ускорить принятие инвестиционных решений по вашим восточным проектам". Инвестиционное решение, несмотря на все сопротивление экономистов даже внутри Газпрома, было принято на заведомо нерентабельный проект.

– Тем не менее, все пресс-релизы Газпрома про "Силу Сибири" выдержаны в победном тоне.

– Почитайте журнал "Газпром", там еще веселее! Когда открывает рот какой-нибудь, извините, руководитель компании Алексей Миллер или его заместитель Александр Медведев, то обычно это вранье, давайте уж прямо скажем.

– Скажите, пожалуйста, а на газификацию внутренних регионов России "Сила Сибири" повлияет каким-то образом?

– В том же самом обосновании инвестиций, о котором мы говорили, сделаны расчеты по тому, сколько газа по этой трубе будет возможно потреблять внутри страны: не больше 4,5 млрд кубометров в год. Это микроскопическая величина для Газпрома и для России. В этом регионе просто нет достаточного потребления.

И второе: газификация России – вообще, довольно дорогое удовольствие. У нас населенные пункты в регионах разбросаны очень далеко друг от друга, и строить сеть газопроводов совершенно не выгодно. Решение для этого, конечно, есть. Это и так называемая распределенная энергетика с использованием местных источников энергии. Это и сжиженный природный газ: можно около большой трубы поставить заводик, делать сжиженный природный газ, а потом его автоцистернами развозить по деревням, по мелким городам - газифицировать эти места.

Газпром этим практически не занимается, хотя когда-то программу такую они принимали. Но для компании это считается невыгодным. Гораздо проще вбухивать деньги в никому не нужные газопроводы и в разработку газа. Столько уже освоено газовых месторождений, что можно еще одну Европу хоть завтра добавить к потребителям Газпрома. По нашим данным, мощности неиспользуемых промыслов Газпрома, которые можно задействовать – это более 200 млрд кубометров в год. Просто некуда этот газ поставлять.

– Обидно получается: "Силу Сибири" они строят, несмотря ни на какие издержки, а когда речь заходит о газификации российских регионов – начинают считать затраты и говорить о рентабельности. Хотя здесь затраты были бы оправданы как минимум улучшением качества жизни людей. Разве не так?

– Вот у меня нет ответа на этот вопрос. Я просто вижу, что годовая зарплата руководителя Газпрома – это примерно стоимость газификации Курской области. Ну, что делать…

– Я правильно понимаю, что вот эти 800 млрд рублей, которые Газпром инвестирует в "Силу Сибири", как раз и могли быть вложены в развитие российской инфраструктуры?

– Да, наверное. Или наоборот, могли из этих средств повысить зарплату высшим руководителям, менеджерам Газпрома. Тут разные варианты есть.

– Давайте оптимистичный вариант рассмотрим: на сколько регионов хватило бы этих денег?

– Мне трудно сказать, на сколько регионов. Газпром по бумагам направляет около одного миллиарда долларов в год на газификацию российских регионов. Но если смотреть в конце каждого финансового года, сколько они на самом деле денег потратили, то там кот наплакал. А когда мы видим, сколько газифицировано деревень, то никак не получается, что эти деньги пошли по назначению.

– На ваш взгляд, что для России было бы лучше: взять и остановить сейчас эту стройку или все-таки довести проект до конца?

– Там уже много сделано... Я думаю, что можно было бы доделать в минимальном варианте – довести трубу до Благовещенска, потом все это остановить и начать разработку нефтяных залежей Чаяндинского месторождения, чтобы они не пропали. Красиво нажать на кнопку, когда пойдет газ по "Силе Сибири", доложить о грандиозной геополитической победе и тихонечко забыть об этом начинании, чтобы не тратить больше денег.

– ​Не тратить больше денег конкретно на что?

– На расширение строительства, на доведение его через 10 лет до плановой мощности. Огромные деньги понадобятся на разработку второго месторождения, Ковыктинского, на новый отрезок газопровода в 800 км, подготовку газа на газоперерабатывающем заводе – очень много что потребуется.

К газоперерабатывающему заводу собираются еще пристроить газохимическое предприятие. И когда мы смотрим на перечень продукции, которую оно должно выпускать, то видим, что, в общем-то, нормального рынка в том регионе для этой продукции нет. Эту всю газохимию, все эти полиэтилены, полипропилены, стиролы и искусственные каучуки надо будет вывозить по железной дороге до Тихого океана, транспортировать морем. А там рынок схвачен конкурентами – придется демпинговать, то есть опять работать себе в убыток. Овчинка выделки не стоит, это опять очередное надувание щек.

– Так что же – "Сила Сибири" никогда не будет рентабельной, ни при каких условиях? А вдруг опять нефть подорожает?

– Не будет это все рентабельным. Потому что китайцы не будут платить. У них уже были заключены соглашения с Газпромом о формуле цены еще до подписания этого контракта, и там все привязано к стоимости нефти. Нефть сейчас дорожать не будет, а будет только дешеветь. Как я уже сказал, по расчетам самого же Газпрома до 2048 года (а если учесть, что на два года позже начали строить, то до 2050 года) рентабельности нет. Не окупается этот проект.

– Понятно. Всё это очень расстраивает, если честно.

– Ну что же делать! Когда мы говорим о Газпроме, это либо вранье с фанфарами, либо полное расстройство.

Предполагалось, что это будет великий энергетический альянс будущего — Россия и Китай заключили гигантский контракт на поставки газа. Однако едва началась реализация этого проекта на 400 миллиардов долларов, как возникла опасность катастрофы: цены на газ неудержимо снижаются — а Россия не успела подстраховаться.

В мае прошлого года Россия с гордостью презентовала гигантский газовый контракт с Китаем. По его условиям, государственный концерн «Газпром» должен будет ежегодно поставлять из Якутии и Иркутской области на Дальний Восток и далее в Китай 38 миллиардов кубометров газа. Поставки должны начаться в 2018 году, как только газопровод будет построен.

Это, по крайней мере, предусмотрено в договоре. Строительство началось уже в сентябре 2014 года, и российский президент Владимир Путин сказал тогда, что это будет «крупнейший строительный проект в мире». Однако уже сейчас появляется все больше и больше признаков того, что «проект века», расходы на который Газпром оценил в 55 миллиардов долларов, обернется фиаско — по крайней мере, для России.

«Сейчас Газпром терпел бы убытки»

Газпром исходил из того, что получит за свои поставки порядка 400 миллиардов долларов. Однако при заключении сделки было оговорено, что цена, которую Китай будет платить за газ, будет коррелировать с ценами на нефть. И именно это сейчас является большой проблемой: в момент заключения сделки цена на нефть марки Brent составляла более 100 долларов за баррель. Однако вскоре после этого она начала снижаться, и сейчас баррель стоит менее 50 долларов.

При нынешней цене на нефть Газпром, наверное, не смог бы получать прибыль, предположил известный российский аналитик Ильдар Давлетшин в интервью газете Financial Times. По оценкам экспертов, цена на газ в момент заключения контракта составляла порядка 350 долларов за 1000 кубометров. Сейчас же, по словам Давлетшина, она могла бы упасть до 175 долларов, и это, определенно, был бы убыточный для Газпрома уровень.

Путин требует «всеобъемлющего плана действий»

Но еще хуже то, что Россия, по собственному признанию, не подстраховалась на случай, если цена на газ на протяжении продолжительного времени будет оставаться низкой. «Мы не ожидаем подобного развития событий», — сказал, по данным «Financial Times», один из менеджеров Газпрома.

Очевидно, российское руководство видит ситуацию иначе. В понедельник Кремль опубликовал слова Путина, потребовавшего до начала сентября разработать «всеобъемлющий план действий» по развитию инфраструктуры для поставок газа, в том числе по газопроводу «Сила Сибири». Москва ни в коем случае не может допустить, чтобы этот образцово-показательный проект обернулся провалом.

Пекин отменил очередной мегапроект

Хотя Газпром и заявил, что в настоящий момент не нуждается в государственной поддержке, руководство концерна не исключило, что она потребуется в будущем. «Возможно, что ситуация изменится, что санкции будут ужесточены, или что мы начнем дополнительные проекты», — сказал руководитель финансового отдела Газпрома Александр Иванников, добавив: «Я не могу исключать, что в будущем возникнет ситуация, когда нам потребуется помощь правительства».

Тем временем в Пекине, очевидно, услышали тревожные сигналы, потому что правительство недавно заморозило другой мега-проект с Россией. Говорят, что в конце июля китайское руководство отказалось дать «добро» строительству второго газопровода, по которому из Западной Сибири должны были бы транспортироваться до 30 миллиардов кубометров газа. Об этом сообщило издание Business Insider, не назвав, однако, конкретных причин для такого решения.

Китай будет расплачиваться юанями вместо долларов

Возможно, у Китая по причине недавнего биржевого кризиса возникли другие заботы, из-за которых он не может себе позволить лишние инвестиции. Возможно также, «что Китай просто переоценил рост своей экономики и теперь вынужден дать задний ход», — предположил в интервью нашему изданию эксперт по финансовым рынкам, ведущий инвестиционного блога Armoredhorse. com Йорг Романн (Jörg Rohmann).

Тем не менее, по словам эксперта, для обеих сторон реализация этого контракта имеет смысл. Ведь так же, как и за добытую в Арктике нефть, за российский газ Китай сможет расплачиваться не долларами, а юанями. Об этом обе стороны сообщили еще в июне. Таким образом, Китай может добиться того, что его валюта станет альтернативой доллару. В свою очередь, Москва, страдающая от западных санкций, получит нового партнера и альтернативную валюту, которую в случае необходимости сможет переводить в доллары. «Это один из элементов большой игры Китая, но и для России это логичный шаг», — объяснил Романн.

У России есть время до мая 2021 года, чтобы начать поставки

Тем не менее, обе стороны перенесли старт проекта «Сила Сибири». Как в понедельник сообщило российское информационное агентство «Интерфакс», контракт вступил в силу лишь 13 мая 2015 года — на семь месяцев позже изначально намеченного срока. Соответственно, строительные работы могут продолжаться дольше. Самым поздним моментом начала поставок может стать даже май 2021 года. Таким образом, у Газпрома есть несколько больше времени в ожидании нового роста цен на энергоносители.