Социальное неравенство характеризует различия в положении. Социальные структуры по разным критериям стратификации. Как решается проблема социального неравенства

Социальное неравенство - это вид социального разделения, в котором отдельные члены общества или группы находятся на разных ступенях социальной лестницы (иерархии) и имеют неравные возможности, права и обязанности.

Основные показатели неравенства :

  • различный уровень доступа к ресурсам как физическим, так и нравственным (пример - женщины в Древней Греции, которых не допускали к Олимпийским играм);
  • различные условия труда.

Причины социального неравенства.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм вывел две причины социального неравенства:

  1. Необходимость поощрять лучших в своем деле, то есть тех, кто приносит большую пользу обществу.
  2. Различный уровень личных качеств и таланта у людей.

Роберт Михельс выдвинул еще одну причину: защита привилегий власти. Когда численность сообщества превышает какое-то определенное число людей, они выдвигают главного, или целую группу, и наделяют его большими полномочиями, чем все остальные.

Критерии социального неравенства.

Ключевые критерии неравенства изложил Макс Вебер:

  1. Богатство (разница в доходах).
  2. Престиж (разница в почете и уважении).
  3. Власть (разница в количестве подчиненных).

Иерархия неравенства.

Существует два типа иерархии, которые обычно представляют в виде геометрических фигур: пирамида (кучка олигархов и огромное количество бедных, причем чем беднее, тем больше их число) и ромб (мало олигархов, немного бедняков и основная масса - средний класс). Ромб предпочтительнее пирамиды с точки зрения стабильности общественной системы . Грубо говоря, в ромбовидном варианте довольные жизнью середняки не допустят, чтобы кучка бедняков устроила переворот и гражданскую войну. За примером далеко идти не надо. В Украине средний класс далеко не был большинством, и недовольные жители бедных западных и центральных сел свергли власть в стране. В результате пирамида перевернулась, но осталась пирамидой. Вверху уже другие олигархи, а внизу по-прежнему большая часть населения страны.

Решение проблемы социального неравенства.

Закономерно то, что социальное неравенство воспринимается как социальная несправедливость, особенно теми, кто находится в иерархии социального разделения на низшей ступени. В современном обществе вопрос социального неравенства находится в введении органов социальной политики . В их обязанности входит:

  1. Введение различных компенсаций для социально-незащищенных слоев населения.
  2. Помощь бедным семьям.
  3. Пособие безработным.
  4. Определение минимальной зарплаты.
  5. Социальное страхование.
  6. Развитие образования.
  7. Здравоохранение.
  8. Проблемы экологии .
  9. Повышение квалификации рабочих.

Тест по теме «Социальная сфера»

Учитель: Таран Елена Александровна

МОУ СОШ №1 г. Грязовец Вологодской области

Должность: учитель истории, обществознания

Примечание: Использовать тест можно как в классе базового уровня, так в профильного.

Вариант 1.

А 1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется

1) ценность 2) адаптация 3) престиж 4)санкция

А 2. В истории есть огромное количество примеров, когда простолюдины становились генералами. В данном случае армия выступает в качестве

1) социальной адаптации 3) социальной детерминанты

2) социального лифта 4) социального контроля

А 3. После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он перешел работать топ-менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации 4) профессиональной дифференциации

А 4. Отношения между людьми (или группами людей), которые осуществляются в соответствии с законами социальной организации общества, называются

1) социальными отношениями 2) социальными структурами

3) социальной интеграцией 4) социальной дифференциацией

А 5. Распределение общественных групп в иерархически упорядоченной последовательности называется

1) адаптацией 2) стратификацией 3) мобильностью 4) социализацией

А 6. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

А 7. К функциям семьи относится

1) воспитание законопослушного поведения у детей

2) определение размера коммунальных платежей

3) установление стандартов школьного образования

4) определение минимального размера оплаты труда

А 8. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента:

1) власть и действия 2) нормы и санкции

3) ожидания и мотивы 4) статусы и роли

А 9. Существуют правила окончания телефонного разговора:

Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Мужчина, который позвонил женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.

Если начальник позвонил своему подчиненному, то последний ждет, когда положит трубку начальник. К какому типу социальных норм их можно отнести?

1) нормы этикета 2) обычаи 3) нормы права 4) традиции

А 10. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

1) социальной мобильностью 3) социальным неравенством

2) социальным статусом 4) социальными отношениями

А. Р. и П. вступили в брак, образовали семью, стали жить отдельно от родителей - это пример горизонтальной мобильности.

Б. Примером горизонтальной социальной мобильности является получение рабочим руководящей должности на предприятии в связи с окончанием вуза.

А 12. Какое суждение является верным?

А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы, называется девиантным.

Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В 1. Проанализируйте данные, приведенные в таблице социального опроса, отражающего ответ на вопрос «Что такое успех?» Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

1) молодые люди во всех возрастных группах главным критерием успеха выделяли экономическую, самостоятельность, независимость от других

2) молодежь в возрасте до 25 лет важнейшим в жизни считает создание крепкой семьи

3) быть самым лучшим - критерий, характерный для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Это связано со свойственным для них подростковым максимализмом

4) количество людей, считающих, что важнейшим в жизни является карьерный рост, с возрастом уменьшается

А. Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями - межнациональной интеграции и национальной дифференциации. Б. На наш взгляд, они действуют постоянно, но не бесконфликтно. В. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Г. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Д. Причины обострения конфликтов носят политический, экономический, демографический характер.

Определите, какие положения носят

Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных ***(А). Конкретные групповые или индивидуальные ***(Б) признаны членами общества и в общественном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ***(В) - распределение общественных групп в иерархическом порядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально комфортное положение, как экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ***(Г), гражданские права. Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и ***(Д) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального *** (Е)

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) статус 2) группа 3) критерий

4) расслоение 5) профессия 6) престиж

Часть 3 (задания уровня С)

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о факторах, воздействующих на социальную мобильность

Вариант 2.

А 1. Профессия программиста сегодня является особенно востребованной. Степень ее престижности определяется

1) высшими учебными заведениями 2) администрацией предприятия

3) обществом 4) законами

А 2. Действие какого социального лифта ограничивал «Циркуляр о кухаркиных детях», принятый в России в 1886 г.?

1) армия 2) церковь 3) школа 4) брак

А 3. Примером горизонтальной социальной мобильности является

1) получение очередного офицерского звания

2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3) выход на пенсию

4) переезд в другой город

А 4. Столкновение противоположных целей, мнений и взглядов субъектов взаимодействия - это

1) социальный контроль 3) социальная интеграция

2) социальная адаптация 4) социальный конфликт

А 5. Укажите признак, характерный для всех видов социальных норм.

1) закрепление в соответствующих нормативных актах, законах

2) передача из поколения в поколение в виде неписанных норм и правил

3) выполнение роли регулятора поведения людей

4) обеспеченность силой государственного принуждения

А 6. Какой признак необходимо указать для того, чтобы подтвердить, что семья Васильевых является расширенной?

1) Васильевы Н. и М. проживают в зарегистрированном браке более 15 лет

2) Васильевы Н. и М. имеют двух несовершеннолетних детей

3) Семья Васильевых состоит из супругов Васильевых, их детей, а также родителей супруги Н.

4) Васильевы имеют собственный бизнес

А 7. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это...

1) род 2) семья 3) сословие 4) элита

А 8. Деятельность общества по предписанию и поощрению должного поведения его членов и применению санкций к нарушителям принятых норм называется

1) социальным контролем

2) социальной дифференциацией

3) социальной стратификацией

4) социальным прогрессом

А 9. «Приветствуя женщину или старшего по должности, мужчина должен встать. Женщина в деловой обстановке также приветствует входящего сотрудника вставая, если он выше по должности» К какому виду социальных норм относится данная норма?

1) обычай 2) норма права 3) традиция 4) этикет

А 10. Тенденциями развития наций и межнациональных отношений являются

1) централизация и децентрализация 2) бюрократизация и демократизация

3) интеграция и дифференциация 4) коллективизация и индивидуализация

А 11. Какое суждение является верным?

А. Кардинальная смена или потеря профессии человеком всегда влечёт за собой изменения в его социальном статусе.

Б. В результате изменения социального статуса меняются социальные роли человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А 12. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение может быть полезно для общества.

Б. Проявлением позитивного отклоняющегося поведения в обществе является научно-изобретательская деятельность.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В 1. Проанализируйте данные социального опроса на тему «Как часто вы доверяете людям?». Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

18-24

25-34

15-44

45-59

1) чем старше люди, тем они меньше доверяют другим

2) большинство людей не доверяют друг другу

3) самыми недоверчивыми являются люди, чье поколение окончило школу в конце 70 - первой половине 80-х годов двадцатого века

4) молодежь от 18-ти до 24-х лет характеризуется абсолютным отсутствием доверия к людям

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

А. На наш взгляд, девиантное поведение очень сильно отличается от требований социальных норм. Б. Оно влечет за собой применение санкций - от пожелания исправиться до наказания и изоляции нарушителя от общества. В. Оценка поведения человека как «девиантного» чрезвычайно зависит от эпохи, сложившихся в обществе норм и ценностей: то, что девиантно сегодня, может стать нормой завтра. Г. В социологии называется несколько причин девиантного поведения: биологические (врожденная предрасположенность части людей к алкоголизму, наркомании, преступности); психологические (связаны с психическими отклонениями личности); социальные (невозможность позитивной самореализации личности)..

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его характер.

" В

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Обострение национальных отношений выливается в ***(А). Это такая форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по ***(Б) признаку. Наиболее распространенными их причинами являются нарушение ***(В) представителей той или иной нации, нарушение справедливости и ***(Г) в межнациональных отношениях. Межнациональные конфликты могут быть урегулированы только средствами ***(Д) - системой мер, осуществляемой государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Ее стратегия в РФ разработана и обоснована в Концепции национальной политики и Государственной программе национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. Стратегической целью является укрепление единства и сплоченности всех народов па основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение ***(Е) и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности ~~ россияне.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

1) унитарное государство 2) межнациональные конфликты.

3) права человека 4) национальная политика

5) этнический 6) федеративные отношения

7) государство 8) административно-командные методы

9)толерантность

Часть 3 (задания уровня С)

1.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «молодежь»? Составьте два предложения, раскрывающих сущность проблем современной молодежи.

Дополнительное задание для профильного уровня:

2. Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по теме «Межнациональные отношения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете выступать.

3. Текст. Современные миграционные процессы в России

Внешние миграционные процессы в России характеризуются качественными признаками в отношении эмигрирующего контингента. Напомним, что страна за последние 15 лет теряла ежегодно не менее 100 тыс. человек. Россию покидают наиболее образованные, профессионально подготовленные люди, на обучение которых затрачен огромный капитал. «Утечка умов» - это показатель, характеризующий социально-экономическое и политическое положение страны. Россию покидают в первую очередь ученые, врачи, техническая и творческая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие. Наши граждане, уезжая из страны, существенным образом способствуют росту научно-технического и интеллектуального потенциала Германии, Израиля, США и ряда других стран.

«Утечка мозгов» носит ярко выраженный перспективный характер. По результатам опросов студентов-выпускников ведущих естественно-технических вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ, МАИ и др.), более 50% из них желали бы эмигрировать, а 10-12% уже имеют конкретные предложения для работы за границей. Сегодня каждый пятый эмигрант имеет высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль - 30%, в США - более 40% (доля лиц с высшим образованием в России составляет лишь 13,3%). Отъезд специалиста высокой квалификации равнозначен для России потере 300 тыс. долл. в год. Ущерб выезда одного специалиста со степенью доктора наук в ряде случаев достигает 2 млн долл. По самым скромным оценкам экспертов по миграции населения, в ближайшие годы Россия из-за отъезда специалистов с высоким уровнем подготовки будет ежегодно нести потери в размере 30-35 млрд долл.

Парадоксальность качественной стороны иммиграционно-эмиграционного баланса определяется тем, что, отдавая ряду стран свои наиболее высококвалифицированные кадры, Россия приобретает весьма низкоквалифицированные кадры из части избыточного трудового потенциала сопредельных и даже отдаленных стран. Точного определения количества иммигрантов в Россию нет, по мнению многих специалистов, нелегальных иммигрантов не менее 1 млн человек. В ряде регионов страны нелегальная иммиграция самым существенным образом оказывает влияние на социально-экономическое, а нередко даже и на государственно-политическое положение. Например, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (главным образом из Китая) сосредотачиваются на Дальнем Востоке. С учетом нарастающего оттока русскоязычного населения из регионов Дальнего Востока увеличение доли китайцев среди общего числа населения создает не только этнические и культурные проблемы, но и далеко идущие экономические, военно-стратегические и политические сложности.

Нелегальные иммигранты занимают самые непрестижные для местного населения рабочие места. Значительная их часть согласна работать не по специальности и без оформления своих трудовых отношений с работодателем. Такая ситуация создает особые социальные и экономические последствия. Работодатели в меньшей степени становятся заинтересованными в улучшении условий труда и внедрении новой, более совершенной техники; создаются благоприятные условия для развития теневой экономики; растет уровень травматизма и заболеваемости среди мигрантов.

Россия не способна сегодня избежать как легальной, так нелегальной иммиграции. Ее неизбежность предопределена демографической ситуацией в стране. Ради сохранения территории государству придется широко открыть двери для иммигрантов. Сдерживать нелегальную миграцию уже сегодня крайне сложно, придется ответить расширением легальных возможностей для иммиграции. Необходимо, не откладывая, разработать новое миграционное законодательство, учитывающее сегодняшние и завтрашние интересы России. Но одного только изменения законов недостаточно. Остро необходимы иные установки в отношении нации и гражданства, необходимо контролировать структуру иммиграции. Вместе с тем новые управленческие схемы и стремления должны быть направлены на оптимизацию демографической ситуации народа России, необходимо не завтра, а уже сегодня в реальности заботиться о его благосостоянии и здоровье.

П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. «Социология»

С1. Что такое «утечка мозгов»? Почему автор считает ее показателем, характеризующим социально-экономическое положение в стране?

С2. Назовите не менее трех последствий «утечки мозгов».

СЗ. Какова качественная характеристика нелегальной иммиграции? Какие социальные и экономические проблемы возни кают в связи с ней? (Назовите не менее трех.)

Некоторые примеры, которые мы привели, являются отражением существующего в обществе неравенства. Социальное неравенство характеризует положение по отношению друг к другу различных людей и их объединений. Неравенство существовало в обществе на разных ступенях его развития, но для каждого периода были и определенные, присущие именно данной эпохе черты и признаки. Люди в обществе, как мы знаем из истории, не были равны по своему положению, всегда существовало разделение на богатых и бедных, уважаемых и презираемых, достигших успеха и неудачников.

Сословная структура была более характерна для древнего и средневекового общества, которые принято называть традиционными. Сословие - это группа людей, обладающих определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Некоторые из сословий имели привилегии - особые права, возвышающие этих людей и позволяющие им жить за счет других. Так, в Российской империи привилегированным сословием было дворянство. И, напротив, подавляющее большинство людей в стране были лишены даже элементарных человеческих прав. Крепостные крестьяне являлись собственностью помещиков, их можно было продавать и покупать, причем родителей даже отдельно от детей.

С началом промышленной революции структура общества изменилась, вместо сословий появились классы. Классовое деление осуществляется, прежде всего, по месту людей в экономической системе, по отношению к собственности, по размеру получаемых ими доходов. Принадлежность к классу не передается по наследству, переход из одного класса в другой никак не регламентируется, многое зависит от самого человека. В XIX веке основными классами в ведущих странах мира стали буржуазия и пролетариат (наемные рабочие). Именно тогда появилась теория К. Маркса и Ф. Энгельса о классовом делении общества. Они полагали, что классы всегда противостоят друг другу, находятся в состоянии борьбы, и эта борьба между ними является движущей силой истории. Сначала противоборствующими классами были рабы и рабовладельцы, затем - феодалы и зависимые крестьяне, и наконец - рабочие и буржуазия.

Современное обществознание трактует понятие класса несколько иначе. Важным признаком классовой принадлежности считается определенный образ жизни, обусловленный профессией и уровнем дохода. В структуре общества сегодня принято выделять три основных класса:

Высший, к которому относят банкиров, работодателей, владеющих производством и контролирующих его, топ-менеджеров, выполняющих ведущие управленческие функции;

Средний - служащие и квалифицированные рабочие, коммерсанты с определенным уровнем дохода;

Низший - работники без специального образования, обслуживающий персонал.

В особую группу также включают людей, работающих на земле, - фермеров, крестьян. Конечно, подобное деление предельно условно, а реальное распределение людей по общественным группам значительно сложнее.

В каждом обществе в разные исторические периоды были люди, которые не относились к утвердившимся группам и слоям. Они занимали как бы пограничное, промежуточное положение. Такое состояние в науке именуется маргинальным, а самих этих людей называют маргиналами.

Маргиналы - люди, по разным причинам выпавшие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым группам. К примеру, с началом промышленного переворота в странах Европы и в России, часть крестьян вынуждена была переселяться в города, искать там работу, приспосабливаться к новой жизни. Но не каждому крестьянину по душе городские условия, ритм городской жизни. Переселенцы чувствуют себя в этой новой среде чужими. Душой и умом они все еще остаются крестьянами, живущими в небольшой деревне, со своим укладом.

Можно привести и другой пример. Некоторые представители русской интеллигенции, радикально настроенной и отрицательно относящейся к самодержавию, государственным и общественным порядкам Российской империи, отказывались от своей принадлежности к господствующим слоям в обществе и заявляли о переходе на позиции угнетенного народа. Они провозглашали себя выразителями интересов крестьян, рабочих. Положение таких людей тоже можно назвать маргинальным.

Со временем маргиналы могут сформировать и новую устойчивую группу людей. В современном мире, где рамки социальных групп очень подвижны и люди могут переходить из одной в другую, возникновение маргинальных групп является важным источником изменения и развития общественной структуры.

  • Откуда берутся социальные различия?
  • Почему существует социальное неравенство?
  • Как решить проблему социального неравенства?

Невозможно найти двух одинаковых людей. Люди различаются но полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Это биологические различия, они даны нам от природы.

Социальные различия

Жизнь в обществе также делает людей разными. Они отличаются по профессиям, доходам, образу жизни, образованию, политической и религиозной принадлежности и т.д. Это социальные различия, они связаны с жизнью человека в обществе, порождены общественными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т.д.

Например, между бедными и богатыми, приезжими и местными жителями, учеником и учителем, горожанином и сельским жителем, врачами и политиками, начальниками и подчинёнными существуют социальные различия. А между родственниками, друзьями, пешеходами, высокими и низкими людьми, блондинами и брюнетами их нет.

Социальное неравенство

Социальное неравенство появилось в первобытных племенах и усилилось на последующих этапах развития общества.

В современном обществе выделяют большие социальные группы, различающиеся по величине дохода (богатства), по уровню образования, по профессии и характеру труда. Их называют классы, социальные слои.

В обществе существует социальное деление на группы богатых (высший класс), зажиточных (средний класс), бедных (низший класс).

    Советуем запомнить!
    Социальное неравенство - социальные различия, при которых отдельные люди, социальные группы находятся на разных ступенях социальной «лестницы», обладают неравными возможностями удовлетворения своих жизненных потребностей.

Прирождённые и приобретённые качества человека (интеллект, способности, воля, трудолюбие, характер, темперамент и др.), образование, профессия, уровень материального достатка, участие (или не участие) в управлении государством определяют социальное положение (статус) человека в обществе, его принадлежность к тому или иному социальному классу (слою).

К богатым, высшему классу относят тех, кто владеет большим имуществом, деньгами. Они находятся на верхней ступеньке социальной «лестницы», получают большие доходы, имеют крупную собственность (нефтяные компании, коммерческие банки и т.д.). Богатым человек может стать благодаря таланту и трудолюбию, получению наследства, удачной карьере.

    Интересные факты
    В любом обществе существует разница в доходах между богатыми и бедными. Например, по данным Организации Объединённых Наций в России доходы ю% самых богатых в 12,7 раза больше доходов ю% самых бедных россиян. В США этот показатель составлял 15,7.

Между богатыми и бедными находится средний класс людей зажиточных, обеспеченных денежными средствами. Они поддерживают достойный уровень жизни, позволяющий удовлетворять все разумные потребности (приобретать качественные продукты питания, дорогую одежду, жильё).

Бедные - низший класс - получают минимальный доход в виде заработной платы, пенсии, стипендии, социальных пособий. На эти деньги можно приобрести только наименьшее количество жизненных средств, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека (продукты питания, одежду и т.д.).

    Умная мысль
    «Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет».
    - - Демокрит, древнегреческий философ - -

Как вы думаете, почему этот памятник нищему, находящийся в норвежском городе Бергене, установили у входа в крупный банк?

Крайняя бедность - это нищета. Нищие способны удовлетворить только физические потребности, обеспечивающие выживание человека. Некоторые из них составляют так называемое социальное дно (бездомные, нищие, живущие попрошайничеством, люди, злоупотребляющие спиртными напитками, и наркоманы).

    Дополнительное чтение
    Социальное положение человека влияет на его здоровье и продолжительность жизни. К примеру, представители высшего класса в среднем живут дольше, чем средний класс и бедняки. Так как каждый шаг вверх по социальной «лестнице» даёт ощутимые результаты. Даже незначительное продвижение вперёд - повышение по службе или переезд из двухкомнатной квартиры в трёхкомнатную - приводит к улучшению здоровья. При этом перемены не обязательно должны быть материального свойства: всё, что повышает самооценку, несёт в себе позитивный эффект. Актёры, ставшие лауреатами премии «Оскар», в среднем живут на четыре года дольше, чем такие же популярные и обеспеченные артисты, не удостоившиеся высокой награды.
    Зависть к людям, которые зарабатывают больше вас и находятся выше на социальной «лестнице», может способствовать развитию различных заболеваний.

Как вы считаете, что кроме социального положения может влиять на здоровье и продолжительность жизни человека?

Давайте подумаем: может быть, есть что-то хорошее в социальном неравенстве? Представим на секунду, что все люди социально равны. Всеобщее равенство лишает людей стимулов к продвижению вперёд, желания прилагать максимум усилий и способностей для выполнения обязанностей (люди будут считать, что получают за свою работу не больше того, что они получили бы, ничего не делая весь день).

Представители каких социальных классов изображены на фотографиях? Аргументируйте свой ответ.

Как решается проблема социального неравенства

Современное общество стремится сокращать разрыв в уровне доходов разных слоёв населения. Социальная сфера общества включает в себя различные учреждения и организации, оказывающие социальную помощь нуждающимся гражданам.

В этом плане социальная политика Российской Федерации предусматривает систему мер и государственных программ для повышения уровня и качества жизни всего населения, поддержку малообеспеченных, безработных, инвалидов, многодетных семей, пенсионеров, ветеранов войны и труда.

Социальная ориентация экономики предполагает выделение государственных средств на помощь широким слоям населения: обеспечение гарантированного прожиточного минимума, потребностей населения в услугах образования, здравоохранения, социальной защиты, приобретение жилья, регулирование занятости населения с тем, чтобы безработица была минимальной.

    Подведём итоги
    В обществе существуют социальные группы (классы, социальные слои), различающиеся по величине дохода, уровню образования, профессии, характеру труда. Современное государство стремится сокращать разрыв в уровне доходов разных слоёв населения.

    Основные термины и понятия
    Социальное неравенство.

Проверьте свои знания

  1. В чём причины существования в обществе такого явления, как социальное неравенство?
  2. Как называются социальные группы, различающиеся по величине дохода, уровню образования, профессии, характеру труда? Приведите примеры.
  3. Приведите конкретные примеры, доказывающие, что в современном обществе существуют социальные различия и социальное неравенство.
  4. В чём выражается социальная ориентация экономики? Раскройте её на примере нашей страны.

Практикум

  1. Завершите схему «Социальное неравенство» и дайте характеристику каждому классу.
  2. Существовало ли социальное неравенство в Древнем мире и в Средние века? Запишите в тетрадь не менее пяти аргументов, доказывающих вашу точку зрения.
  3. Что бы вы предложили сделать обществу, где много бедных людей? Сформулируйте 4-5 конкретных предложений. Обоснуйте своё суждение.
  4. Известен ли вам герой английских народных баллад Робин Гуд? Как вы думаете, добивался ли он устранения социального неравенства? Обоснуйте свой ответ.

Каждый индивид (1) принадлежит к какой-нибудь общности людей. Участниками исторического процесса (2) являются социальные группы, под которыми понимаются устойчивые совокупности индивидов, объединенных общими интересами, ценностями и нормами поведения (3). Интересы могут разли­чаться по сфере направленности: могут быть определены областью экономики, социальной сферы (4), политики или культуры. Интересы могут быть как реальными, так и иллюзорными (мнимыми). Интересы могут быть направлены в область достижения прогресса (5), или иметь регрес­сивный характер. Но в любом случае они служат основой консолидации (6) людей, мобилизуют их на общие действия

Социальные общности людей образуют социальную структуру (1) об­щества. Обществоведы давно пытались найти и дать определение основной составляющей такой социальной группы (2). Многие такой единицей считали класс, выделяя лишь два класса - бедных и бога­тых. Появление классов они связывали с проявлением политичес­кого насилия (3) угнетателей над угнетенными. Марксистско-ленинская теория главным признаком деления общества на классы считает от­ношение людей к собственности (4). Тот, кто владеет собственностью, - класс буржуазии (5), те, кто не владеют, - класс наемных рабочих, а также кресть­янский класс. В современной западной социологии вместо классов предпочитают выделять страты(6) - слои, деля их по уровню дохода, социальному положению, образованию и другим характеристикам.

Понятие класса годится для анализа социальной структуры (1) прошлых обществ, в том числе и индустриального (2) капиталистического общества. Но в современ­ном постиндустриальном (3) обществе оно не работает, потому что в нем на основе широкого акционирования (4), а также выключения основных держателей акций из сферы управления производством и замены их менеджерами (5), отношения собственности (6) оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или по­нятием «социальная группа», а на смену теории социально-классо­вого строения общества должны прийти теории социальной стра­тификации.



Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества (1) строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница неравенства (2): менее обеспеченные занимают более низкую ступеньку. Богатые из высшего слоя имеют, как правило, более высокий уровень образования. Они имеют также и больший объем власти (3). Кроме того, в общественном мнении (4) та или иная профессия (5), должность, род занятий пользуется разной степенью уважения. Поэтому все существующие в обществе профессии можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа(6).

Социальное неравенство характеризует соотносительное положение отдельных личностей и социальных групп (1). Конкретные групповые или индивидуальные статусы (2) признаны членами общества, и в общественном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как стратификация (3) – распределение общественных групп в иерархическом порядке. И понятие «средний класс» как раз и описывает такое социально комфортное положение: экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе профессия (4), гражданские права. Социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем (5) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием (6) социального статуса».