Теперь мы точно знаем что. Сценарий литературного вечера, посвященный С. В. Михалкову «Вот теперь мы точно знаем, кто такой он — Михалков! Штопаный Дуглас как угроза для мировой популяции сов

Поклонники "Гарри Поттера" и "Властелина колец" могут ликовать - наши сделали первый фантастический триллер, над ним работало полстраны. Режиссер , автор рекламных роликов таких, как "Банк Империал", многим запомнившийся по Суворову, где тот говорит: "До первой звезды ждем-с" снял фильм по одноименному роману . За этим фильмом, как по книгам, последуют и остальные "Дозоры", очередной ожидается уже к этой зиме. Фильм не просто фантастика: в какой-то степени, он отображает нашу сегодняшнюю жизнь в различных ее проявлениях: это и концерт поп-звезд, и проверка документов на улице, и телевидение как часть жизни, и переполненное метро с недовольными, толкающимися пассажирами. Все эти приметы современности играют свою роль в цепи событий, берущих свое начало еще в дохристианской эпохе, от того в фильме постепенно стирается грань между фантастикой и реальной жизнью, где появляются Иные. Этот фильм мне чем-то напомнил , далекий по спецэффектам от "Ночного Дозора", но тоже экранизированный, но по книге других авторов - братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу", в которой ниже дана приписка: "Повесть-сказка для научных сотрудников младшего возраста", тем самым, максимально ее приблизив к реальности.

Структура фильма мне напомнила "Властелина колец", где в начале рассказывается предыстория борьбы светлых и темных сил, затем событие переносится во время основного развития сюжета, а в финале точка не поставлена, и говорится о том, что скоро выйдет второй фильм. Честно говоря, средневековые сражения людей в доспехах, умытых кровью, не так интересны, как современность: начало девяностых и наши дни. История Антона Городецкого (), самого обыкновенного, на первый взгляд человека станет в фильме основной, именно он будет "связующим звеном" всех перипетий, когда окажется Иным. Но на дворе начало девяностых, а точнее, судя по всему - именно девяносто первый год, путч, потому что по телевизору идет "Лебединое озеро" (недвусмысленно отсылающее нас к историческим событиям) и популярная в то время песня "На теплоходе музыка играет". Антон пришел к ворожее, чтобы она вернула его жену, но благодаря этому визиту он стал Иным, перешел на сторону Дозора, а значит, светлых сил. С этого момента судьба Антона резко изменилась, как судьба страны. Получилось, катаклизмы в стране совпали с катаклизмами в личной жизни главного героя.

Но время идет, жизнь меняется, появились "МТС" и "Nokia", прошло двенадцать лет. Теперь стране угрожает не путч, а падающие самолеты, невидимые вампиры, "воронка" над домом девственницы, и от всего этого кто-то должен спасти. Конечно же, по законам жанра, им окажется самый-самый, но в этот раз он может быть как на стороне светлых сил, так и на стороне темных. Какую сторону выберет Антон, ведь он взят в Дозор на испытательный срок? Способен ли он на убийство, как об этом написано в досье? И какую сторону выберет его сын Егор? Смотрите следующие серии. Сын за отца: отвечает / не отвечает - нужное подчеркнуть. Егор говорит Антону: вы ничуть не лучше, раз ты хотел меня убить. И, в общем-то, он прав. Чем же закончится вся эта история, мы узнаем позже, но интрига есть.

В целом же, весь фильм воспринимается как первая серия, когда в следующей, видимо, будут оправданы и досказаны незаконченные истории. Например, история Ольги, превращенной в птицу должна была прозвучать, раз уж она о ней заговорила, но так и осталась за кадром, логичная встреча Антона и его жены, сбежавшей к другому так и не состоялась. Также по законам сказки должно было произойти обретение счастья Светланой, история вампира-Кости (), так и не попробовавшего человеческой крови оборвалась на полуслове. Я, например, только из интервью узнала, что его вампир хочет стать человеком, в фильме же это не показано, Костя появляется на экране эпизодически несколько раз. Остается думать, что в следующей части авторы смогут более внятно излагать повествование, не так клипово, набросками, и не так неоправданно, хотя возможно, такой прием привычнее режиссеру.

А в целом, фильм вызывает искреннюю, непосредственную реакцию у зрителей. Например, когда я была на самом обычном сеансе в кинотеатре на , то в сцене у ворожеи, когда Антон согласился на вытравление плода у любимой, моя соседка, совершенно незнакомая девушка, непроизвольно произнесла: "Вот дурак!". Так что авторы добились искреннего соучастия и переживания за развитием событий. Единственное, что может многих оттолкнуть от экрана - так это обилие крови, особенно первую половину фильма.

Режиссеру даже рекламу в фильме удалось выгодно обыграть, особенно запомнилась сцена с Игнатом () и Светланой (), когда Игнат после покупки кофе "Нескафе" в магазине, говорит Светлане: "Хороший вкус, хорошее начало". Слоган продукта звучит иронично, издевательски, но к месту, рождая усмешку у зрителя. Также мне осталось не ясно: если ворожея правильно сказала Косте, что его любимая ждет ребенка, и сказала, что его отец - другой, то почему Антон все время его называл своим сыном? Несостыковочка. И еще есть несколько таких "ляпов", о которых не хочется говорить, потому, что в целом фильм все же располагает к себе. Это уже, от небрежности, от недостатка редакторской работы. Но все же, я считаю , что бы о нем ни говорили критики, этапным фильмом в развитии отечественного кино, особенно в жанре фэнтези. Еще несколько таких работ, и нашему кино будет чем гордиться, а сейчас мы просто доказали, что можем делать достойное кино на европейском уровне.

МОСКВА, 21 авг - РИА Новости. Киностудия Warner Brothers Pictures анонсировала съемки четвертой части фильма "Матрица", главные роли в которой вновь сыграют Киану Ривз и Керри-Энн Мосс, сообщает издание Variety со ссылкой на председателя Warner Brothers Тоби Эммериха.Ранее СМИ сообщали, что роль Нео в новом фильме сыграет афроамериканский актер Майкл Б....

Круче, чем Копперфильд, или как выключить солнце на Луне?

Когда я стал сомневаться в подлинности того, что известно под названием "лунная афера", одной из тех вещей, которые мешали окончательно расстаться с верой в правдивость всей этой истории, было уж освещение больно правдоподобное освещение на "Луне". Мне не верилось, что можно так успешно сымитировать Солнушко.Оказывается можно. Есть все основания полагать, что оно...

Теория вероятности рисует новую картину «высадки американцев на Луну»

Недавняя публикация в газете "Взгляд".На первый взгляд может показаться, что слишком много буков, но статья содержит новые лично для меня факты, а кроме того представляет собой весьма трезвую, без лишних истерик и конспирологии оценку исторических фактов.Доставляет также краткая оценка лунной аферы с точки зрения теории вероятности.Вобщем, всем интересу...

Штопаный Дуглас как угроза для мировой популяции сов

С каждой новой публикацией этого бывшего совка с его зафаршмаченным глобусом численность этих замечательных птиц сокращается. Очередное пернатое он убил, когда, доказывая, что Нагорная проповедь и Моральный Кодекс Строителя Коммунизма это прям близнецы-братья, родил вот это:"Итак, МКСК:1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической...

Сколько нужно развеваться полосатому флагу на Луне, чтобы защитники лунной аферы покаялись?

Зовите Камаса, Экселенца и прочих "здравомыслящих" шибздиков. Они давно не бились головой об стенку, опровергая очевидное.Тут выяснилось, что амерский флаг на Луне трепетно ведет себя не только в результате манипуляций, связанных с его закреплением на флагштоке, но и при приближении человека в скафандре.Ниже видео из официального архива НАСА. ...

Петров и Боширов снова побывали в Солсбери или "Путин намекает"

В этот раз командировка прошла удачно. Задание выполнено в точном соответствии с планом.Наши выкинули на британскую помойку документы, которые мы изучили и скопировали.Светлейший передает привет всем британским гоблинам и в первую очередь страшилке Мэй и Ми-6.На севере Лондона в мусорном баке на самой обычной автостоянке нашли тысячи секретных доку...

Запустим хэштег #либеротаспасимать

Друзья мои, я не пользуюсь соцсетями, но сегодня пришла новость, мимо которой пройти невозможно, поэтому от чистого сердца дарю идею. Надеюсь, вы поддержите.Полагаю, вот эта новость - хороший повод заставить пятую колонну взглянуть в зеркало и запустить для этого хэштег #либеротаспасимать (Канзас), 7 июн - РИА Новости, Алексей Богдан...

Эксшизофрения или шизофрения на отлично?

Разоблачения - это хорошо...Я люблю знакомиться с разоблачениями на КОНТе...Только когда кто-то тупой постоянно делает ошибки и разоблачает бездарно, это огорчает...Вот так бывает - разоблачаешь появившуюся в Сети шкуру, пропагандирующую коммуняцкие идейки под личиной смазливой девачки, находишь в Сети порно фото и видео той девочки, но вместо того, что...

О том, как коммунисты с современной Россией воюют

Если внимательно наблюдать за состоянием общественно-политической жизни сегодня в России, грамотному человеку становится абсолютно ясно, что весь сегодняшний коммунизм-сталинизм спонсируется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО нашими заклятыми западными друзьями.Я уже указал здесь https://сайт/@oxxoxx/1315836 , что никакой принципиальной разницы между бандеровца...

Божии посланцы - не обязательно седое прошлое. Иногда они живут рядом с нами. Ловите момент...

Эта девочка не победила в конкурсе "Голос. Дети". Но какая же она умничка! Яся, наконец, исполнила мою Любимую (не обращаем внимание на качество звука). А про Микеллу Абрамову слышали?Знаете, в чем причина народного возмущения?Столько спорят про патриотизм и космополитизм, про российское и про западное...Так вот эти две...

Очень наглядно о том, почему бандеровцы и коммуняцкая погань - ближайшие родственники

И тех, и других одинаково корежит от современных российских символов. И радоваться Великой Победе, по их общему мнению, мы не имеем никакого права. Мы должны быть угрюмыми, подавленными и убитыми горем. Вот тогда они будут счастливы, вот тогда им будет хорошо.Конченные...Отсюда https://zen.yandex.ru/media/bazhenova/georgievskaia-ili-gvardeiskaia-le...

С какого дуба рухнула Прихожанка или мастер-класс "Нож в спину Путина"

Про кухарку у руля государства помните? Да, сегодня даже слабоумный знает, что Ульянов был архи-неправ. Но к государственному управлению нельзя на пушечный выстрел подпускать не только кухарок. Как выясняется, прихожанки с властными полномочиями могут быть просто смертельно опасно для Родины.Вы, конечно же, помните этот недавний феерический опус ht...

Что бывает, когда амерским мышам наконец переводят блог Моти с котового на английский

А вот, что бывает http://time.com/5564173/how-putin-built-russian-empire/Там, по ссылке, как стало известно благодаря Ивану Данилову, статья в журнале Time некоего Саймона Шустера.Далее немного процитирую И.Данилова:"Главный тезис, который продвигает мистер Шустер в тексте, сводится к тому, что Россия (и конкретно Владимир Путин) нашли интерес...

Эксклюзивные мышовые новости из Кремля

Самая "информированная" мыха на проводе:Кусочек информации по АбызовуДворкович не разговаривал с Абызовым несколько недель.Вопрос о дне рождения не стоял, естественно.2. Чубайс не общался с Абызовым больше месяца и не обсуждал с Путиным бывшего министра.Вывод - «утечки» про Чубайса и Дворковича в СМИ есть ман...

А все-таки ветерок на американской "луне" присутствует и колышет он не только флаг

Смотрел "лунные" видео и случайно обнаружил то, о чем еще нигде и ни у кого из лунных скептиков не читал.Оказывается на ветру у амеров развевался не только матрасный флажок, но еще и легендарная фольга, в которую был упакован посадочный модуль.Обратите внимание, вот здесь, по несколько секунд видео с 2.24 и с 3.00 Но если у кого-то есть...

Маршрут 2, станция 1

Чтобы получить моё знание, ответьте мне, пожалуйста, вы считать умеете? Посчитайте пример 2000 – 72 = (ответ – 1928)

Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, а в 15 лет, в 1928 году, он напечатал первое своё произведение, стихотворение «Дорога», в печатной типографии города Ростова-на-Дону.

Черный ветер гнет сухой ковыль,
Плачет иволгой и днем и ночью,
И рассказывают седую быль
Зеленеющие бугры и кочки.

Гнутся шпалы,
опрокидываясь вдаль,
Убегая серыми столбами.
И когда мне ничего не жаль,
Кочки кажутся верблюжьими горбами.

_________________________________________________________

Спасибо!

Подсказка для следующей станции – текст на английском языке. Прочтите, где будет вторая станция.

А если не можете, кто окажет помощь? (учитель ин.языка)Тогда вперёд, в кабинет иностранного языка на 3 этаж.

The three little pigs

The three little pigs are brothers.
They are going into the forest.
They want to build three houses.

"Let’s build our houses here,"
says the first little pig, Percy.
"Yes," says the second little pig, Peter.
"That’s a good idea,"
says the third little pig, Patrick.

The first little pig, Percy, gets some straw
and he starts to build a house of straw.

The second little pig, Peter, gets some wood
and he starts to build a house of wood.
He sings, "Hum de hum, dum de dum,
hee de dum, dee de hum," when he works.

The third pig, Patrick, is very clever.
He gets some bricks and he starts to
build a house of bricks.
He sings, "Hum de hum, dum de dum,
hee de dum, dee de hum," when he works.

Now all the houses are ready.
The three little pigs make a fence and they
paint it red.

Три поросенка

Три поросёнка братья.
Они направляются в лес.
Они хотят построить три дома.

"Давайте построим наши дома здесь"
говорит первый поросёнок, Перси.
"Да" говорит второй поросёнок, Питер.
"Это хорошая мысль"
говорит третий поросёнок, Патрик.

Первый поросёнок, Перси, собирает солому
и начинает строить дом из соломы.

Второй поросёнок, Питер, добывает древесину
и начинает строить дом из дерева.
Он поёт: "Хай де хам, дам де дам,
хи де дам, ди де хам" когда строит.

Третий поросёнок, Патрик, очень умный.
Он добывает кирпичи и начинает
строить дом из кирпичей.
Он поёт: "Хай де хам, дам де дам,
хи де дам, ди де хам" когда строит.

Теперь все домики готовы.
Три поросёнка ставят забор и они
красят его красным.

Маршрут 2, станция 2

Здравствуйте, ребята! Слушаю Вас.

- Мы проходим квест и пришли к Вам по маршрутному листу за новым знанием о С.В.Михалкове. Помогите, пожалуйста!

Ребята, а вы знаете сказку «Три поросенка»? Жили-были три поросенка – Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф. А знаете, что для вас, детей, эту сказку придумал Сергей Владимирович Михалков. Он её перевёл с английского языка. Вы мне принесли текст этой сказки на английском языке. (Читает на английском и русский перевод)

_________________________________________________________

Ребята, Сергей Владимирович Михалков был не только детским писателем, поэтом, но и переводчиком произведений для детей:

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква Н,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладину свою!
Очутившись на полу,

Поломала хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого! (С.Михалков «Азбука»)

_______________________________________________________________

Спасибо! Следующее знание вы сможете получить у логопеда.

Маршрут 2, станция 3

Здравствуйте, ребята! Слушаю Вас.

- Мы проходим квест и пришли к Вам по маршрутному листу за новым знанием о С.В.Михалкове.

Чтобы получить моё знание, отгадайте ребус (басня)

Правильно, молодцы! А как мы называем писателя, который сочиняет басни? (баснописец)

___________________________________________________

Лучшим баснописцем 20 века, был Сергей Владимирович Михалков. Им написано более двухсот басен. В них он высмеивает зазнайство, лень, жадность и другое, что есть в людях очень плохое.

Это был ужасно приставучий Козленок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:
- Хочу бодаться! Давай бодаться!..
- Отстань от меня! - сказал Индюк и важно отошел в сторону.
- Давай бодаться! - пристал Козленок к Поросенку.
- Отвяжись! - ответил Поросенок и зарылся пятачком в землю.
Подбежал Козленок к старой Овце:
- Давай бодаться!
- Отойди от меня! - попросила Овца. - Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!
- А я хочу! Давай пободаемся!
Промолчала Овца и сама отошла в сторону.
Увидел Козленок Щенка.
- А ну! Давай бодаться!
- Давай! - обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу.
- Постой! - заплакал Козленок. - Я хочу бодаться, а ты что делаешь?
- А я хочу кусаться! - ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.
Хочешь бодаться - будь готов к тому, что кто-то не просто не хочет бодаться, а хочет кусаться. (С.Михалков «Хочу бодаться»)

________________________________________________________________
-Спасибо! Возвращаются в класс.

Секреты идеального макияжа раскрыл национальный визажист YSL Beauté в России Кирилл Шабалин.

Этой осенью есть только одно правило: крайности. Макияж глаз либо нарочито яркий, с густо прокрашенными ресницами, либо его абсолютное отсутствие. Если говорить о цвете, то бал правит самые яркие десятилетия - 60-е и 80-е. Осенью Yves Saint Laurent представили новинку - тушь для ресниц Faux Cils The Curler .

У туши необычная изогнутая щеточка, к которой нужно приноровиться, но сделано это намеренно. У всех разная длина и угол роста ресниц, поэтому стандартная щеточка подойдет далеко не всем, а у The Curler разная длина и тип щетинок сможет прокрасить любые ресницы. Большой плюс для любителей сверх объема: тушь можно наносить слой за слоем при этом без эффекта слипшихся ресниц. Новинка вышла в трех цветах: черном, бронзовом и коричневом.

Бьюти-директор Topbeauty протестировала новую тушь в корнере бренда

Кирилл предложил бьюти-директору Topbeauty Элине Лычагиной протестировать новинку для вечернего макияжа с акцентом на глаза. Лучший холст для любого образа - это идеальная подсвеченная кожа. Перед макияжем Кирилл сделал легкий массаж лица с увлажняющим кремом, так появится естественный румянец, а кожа будет готова к к нанесению тональной основы - All-In-Glow Touche Eclat («большого брата» одноименного консилера, главного бестселлера бренда).


Далее немного корректора, хайлайтера на скулы, галочкой над верхней губой и, наконец, самое интересное - глаза! Для легкого дымчатого макияжа Кирилл выбрал палетку теней Couture Palette в оттенке Fauves. Бежевый оттенок на все подвижное веко, а внешний уголок глаза подчеркнул темно-коричневыми тенями. Сделать взгляд более открытыми (и добавить часов 8 сна) просто: добавьте мерцающие тени с мелким, почти незаметным шиммером во внутренний уголок глаза.

И, конечно, главное - тушь! Национальный визажист YSL Beauté в России Кирилл Шабалин дал Topbeauty несколько советов, как сделать взгляд еще выразительнее:

  • Механические керлеры - прошлый век! Чаще всего они «ломают» ресницы под неправильным и неестесвенным углом, а приноровиться к нему могут далеко не все. Вместо него используйте в прямом смысле этого слова подручные средства - собственные пальцы. После того, как прокра0сили ресницы тушью, чуть прижмите их к веку (но не касаясь его) и подержите. Так ресницы красиво изогнутся, а тушь зафиксирует форму.
  • Не бойтесь использовать праймеры. Они продлят стойкость макияжа, а сами ресницы станут гораздо объемнее.
  • Чтобы добавить густоты тонким ресницам не забывайте прокрашивать слизистую верхнего века и межресничное пространство карандашом. Так взгляд станет гораздо выразительнее, а ресницы будут казаться гораздо объемнее.
  • Днем используйте коричневую тушь. С ней лицо выглядит гораздо более нежно, а макияж естественнее. Черная тушь добавляет макияжу сексуальности и агрессивности, что не всегда уместно в светлое время суток.
  • Начинайте прокрашивать с самых корней, не боясь задеть слизистую (вы же помните, что если ее затемнить ресницы будут казаться гуще?). Далее прокрашивайте реснички зигзагообразными движениями, чуть прижимая их к веку (но не касаясь его).

© Голушков Д.И., 2017

© Оформление. ООО «Переплёт», 2017

«Теперь мы точно знаем, почему Андерсен считал себя писателем для взрослых»

Торвальд Юсмен, редактор «Skoorveine»

«В последнее время было найдено много рукописей Андерсена, но это, без сомнения, самая поразительная находка»

Людвиг фон Штейермайер, ведущий литературного раздела «Die Deutsche Schneitztung»

От переводчика

Когда несколько лет назад мне позвонил из Дании мой друг Александер Бахур и сказал, что в Национальном архиве среди личных бумаг Г.Х. Андерсена были найдены рукописи вариантов сказок, которые существенно отличаются от того, что было ранее опубликовано, я сначала не придал этому большого значения. Литературоведам известно множество черновиков писателей, которые, будучи в творческом процессе, неоднократно меняли, добавляли, изымали какие-то эпизоды из своего сочинения. Всё это дело обыденное. Однако, получив копию одной из таких рукописей, – сказки «Русалочка», – я понял, что дело обстоит совершенно иначе. Прибыв в Оденсе, я прочёл остальной материал, и он поразил меня ещё больше. Как оказалось, многие сказки задумывались Андерсеном не такими, какими мы их знаем – концовки, персонажи, мораль произведений впоследствии были изменены настолько существенно, что мы вправе говорить, что сказки, существующие в черновиках и то, что вышло потом из печати – это абсолютно разные произведения. Некоторые сказки вообще не были опубликованы автором по причинам, которые пока остаются невыясненными.

Пока Александер Бахур подготавливает в Дании к печати критическое исследование этих находок, я посчитал возможным ознакомить русскоязычного читателя с содержанием самих рукописей, переведя их на русский язык, но не проводя при этом литературоведческого разбора материала.

Поскольку большинство сказок являются первоначальными вариантами переведённых на русский язык, то, следуя переводческой традиции, мною был взят за основу перевод Петра Готфридовича и Анны Васильевны Ганзен. В остальном перевод мой.

Денис Голушков

Русалочка

De profundis clamavi

ad te Domine

Далеко в море вода синяя-синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. Много колоколен надо поставить одну на другую, тогда только верхняя выглянет на поверхность. Там на дне живёт подводный народ. Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. В самом глубоком месте стоит дворец морского царя – стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины и любая была бы великим украшением в короне самой королевы.

Царь морской давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха мать, женщина умная, только больно уж гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых двенадцать устриц, тогда как прочим вельможам полагалось только шесть. В остальном же она заслуживала всяческой похвалы, особенно потому, что души не чаяла в своих маленьких внучках – принцессах. Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у неё, как, впрочем, и у остальных, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб.

День-деньской играли принцессы во дворце, в просторных палатах, где из стен росли живые цветы. Раскрывались большие янтарные окна, и внутрь вплывали рыбы, совсем как у нас ласточки влетают в дом, когда окна стоят настежь, только рыбы подплывали прямо к маленьким принцессам, брали из их рук еду и позволяли себя гладить.

Перед дворцом был большой сад, в нём росли огненно-красные и тёмно-синие деревья, плоды их сверкали золотом, цветы – горячим огнём, а стебли и листья непрестанно колыхались. Земля была сплошь мелкий песок, только голубоватый, как серное пламя. Всё там внизу отдавало в какую-то особенную синеву, – впору было подумать, будто стоишь не на дне морском, а в воздушной вышине, и небо у тебя не только над головой, но и под ногами. В безветрие со дна видно было солнце, оно казалось пурпурным цветком, из чаши которого льётся свет.

У каждой принцессы было в саду своё местечко, здесь они могли копать и сажать что угодно. Одна устроила себе цветочную грядку в виде кита, другой вздумалось, чтобы её грядка гляделась русалкой, и только у самой младшей грядка была без цветов, на ней были только водоросли, которые выросли там сами, как сорняки. Она очень хотела когда-нибудь посадить на своей грядке алые розы, но всё время не успевала к сезону. Странное дитя была эта русалочка, но при всём этом была она бойкой и смелой. Другие сёстры украшали себя разными разностями, которые находили на потонувших кораблях, а она только и любила, что смотреть, как её отец отдаёт приказания своим подданным, да ещё любовалась на красивую мраморную статую. Это был прекрасный мальчик, высеченный из чистого белого камня и спустившийся на дно морское после кораблекрушения. Возле статуи русалочка поставила скамеечку и днями напролёт сидела на ней, что-то записывая в свой дневник из морских ракушек.

Но больше всего русалочка любила слушать рассказы о мире людей там, наверху. Старой бабушке пришлось рассказать ей всё, что она знала о кораблях и городах, о людях и животных, о королях и принцах, о придворных и подлом люде. Особенно чудесным и удивительным казалось русалочке то, что цветы на земле пахнут, – не то что здесь, на морском дне, – леса там зелёные, а рыбы среди ветвей поют так громко и красиво, что просто заслушаешься. Рыбами бабушка называла птиц, иначе внучки не поняли бы её: они ведь сроду не видывали птиц.

– Когда вам исполнится пятнадцать лет, – говорила бабушка, – вам дозволят всплывать на поверхность, сидеть в лунном свете на скалах и смотреть на плывущие мимо огромные корабли, на леса и города!

В этот год старшей принцессе как раз исполнялось пятнадцать лет, но сёстры были погодки, и выходило так, что только через пять лет самая младшая сможет подняться со дна морского и увидеть, как живётся нам здесь, наверху. Но каждая обещала рассказать остальным, что она увидела и что ей больше всего понравилось в первый день, – рассказов бабушки им было мало, хотелось знать побольше.

Ни одну из сестёр не тянуло так на поверхность, как самую младшую русалочку, которой приходилось ждать дольше всех. Ночь за ночью проводила она у открытого окна и всё смотрела наверх сквозь тёмно-синюю воду, в которой плескали хвостами и плавниками рыбы. Месяц и звёзды виделись ей, и хоть светили они совсем бледно, зато казались сквозь воду много больше, чем нам. А если под ними скользило как бы тёмное облако, знала она, что это либо кит проплывает, либо корабль, а на нём много людей, и, уж конечно, им и в голову не приходило, что внизу под ними хорошенькая русалочка тянется к кораблю своими белыми руками.

И вот старшей принцессе исполнилось пятнадцать лет, и ей позволили всплыть на поверхность.

Сколько было рассказов, когда она вернулась назад! Ну, а лучше всего, рассказывала она, было лежать в лунном свете на отмели, когда море спокойно, и рассматривать большой город на берегу: точно сотни звёзд, там мерцали огни, слышалась музыка, шум экипажей, говор людей, виднелись колокольни и шпили, звонили колокола. И как раз потому, что туда ей было нельзя, туда и тянуло её больше всего. Как жадно внимала её рассказам самая младшая сестра! А потом, вечером, стояла у открытого окна и смотрела наверх сквозь тёмно-синюю воду и думала о большом городе, шумном и оживлённом, и ей казалось даже, что она слышит звон колоколов.