Конспект урока по литературному чтению тема:Н. Носов «Заплатка». Литературное чтение. Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом Сатир г четыре конверта

Здравствуй, Страна!

Я решила попробовать 2 новых жанра стихов (если это можно так назвать) - авторское продолжение и стихи для детей. Источником вдохновение мне служило стихотворение Г. Сапгира "Четыре конверта". Прочитав отрывок из стиха, в котором говорилось про осень, я решила самостоятельно написать продолжение. Вот, что получилось:

Г. Сапгир. Четыре конверта. Авторское продолжение

… А зимою прилетели
Снегири и свиристели.
Написала свиристель,
Как украсил заяц ель.
Скоро будет Новый Год,
Звери встанут в хоровод.
Нам сорока пишет тоже,
Что уснул под снегом ёжик,
Крепко спит барсук, енот,
Ящерица, серый крот.
А медведь так и храпит –
Притворяется, что спит.
Но сорока по секрету
Рассказала всему свету,
Что в берлоге у медведя
Родились зимою дети.
Вот Аленке пишет белка
(Как обычно – почерк мелкий) :
«Запасли орехов много,
Хватит их для всей семьи.
А в лесу сейчас красиво,
Все в снегу – земля, кусты,
И озера все замерзли,
Рыбы спят и видят сны.
Все мы очень ждем весны!»
-----------
15.03.2014 г.
San Sandra
-------
На иллюстрации: Художник - Юрий Мацик

Прекрасные стихи об осени от различных детских авторов для детей 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 лет на сайте Твой ребенок.ру!

Осина

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.

Осень-швея (Татьяна Гусарова)

Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор - любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.
Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

Деревья осенью

Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
М. Садовский

Генрих Сапгир "Четыре конверта"

Вот конверт
Большой и желтый.
Как же нас, конверт,
Нашел ты?
Листья по ветру неслись.
И конверт летел,
Как лист.
Через поле -
Ниже,
Выше,
Прошуршал
По скату крыши,
Соскользнул
Тихонько
Вниз
И улегся на карниз.
Тут на стул Аленка встала
И конверт легко достала.
На конверте адрес мой.
А обратный чей?
Лесной!
Смотрим не без интереса,
Что же пишут нам из леса?
Пишут Лисы,
Пишут Лоси,
Пишут Зайцы:
"Осень! Осень!"
"Пожелтело все вокруг", -
Пишет пестрый Бурундук.
Вот записка и от Белки.
Почерк Белки очень мелкий.
Полчаса мы разбирали,
Над словами хмуря лбы,
Наконец-то прочитали:
"Есть орехи и грибы"
Пишут Утки с озера:
"Ночью подморозило.
Ох, озябли наши лапки.
Наши лапки
Очень зябки.
Рано утром
Мы собрались
И на юг
Лететь собрались.
И решило
Все собранье
Передать вам
"До свиданья".
Пишет Михаил Иваныч:
"Отыскал берлогу на ночь.
Утки тянут
В путь дорогу.
До весны!
Ложусь в берлогу".
Пишет Ежик:
"Листопад.
На пеньке - семья опят.
Тут же под корнями пня
Комнатенка у меня.
На постели
Лист резной…
Ждите весточки - весной!"
Ящерица написала:
"Бегать по лесу устала.
Кто - в берлогу,
Кто - в нору.
Я же прячусь
Под кору".
И еще два ерша
Нацарапали спеша
Извещение о том,
Что река
Покрылась льдом.
Переписка
Прекращается.
До весны
Ерши прощаются.

Октябрь

Листья опали,
Птицы пропали,
Всё, что цвело
Притаилось в опале.
Заняты норы,
Замерли споры,
Заиндевели утром заборы…
Что же так сладко в этой поре,
В сердце сжимающем нам октябре?!
М. Садовский

Осень (В. Авдиенко)

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый -
Кленовый.

Осенняя Гамма

Пусто чижика гнездо.
До.
День осенний на дворе.
Ре.
Воет ветер за дверьми.
До. Ре. Ми.
Светлых дней пуста графа.
Фа.
Побелела вся земля.
Ля. Лёд на лужах, словно соль.
Соль.
Шапку тёплую носи.
Си.
До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля. Си. До.
Дождь. Дождь. Дождь. Дождь.
Снег!
Лучезар Станчев

Осень (К. Бальмонт)

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся.
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.

*** Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....
Алексей Плещеев

Иван Бунин Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Ёжик

Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
И. Могилевская

С летом год решил проститься
С летом год решил проститься,
Помутнела вдруг река,
Дружной стаей стали птицы
Собираться в отпуска.
И чтоб стало всё как в сказке,
Красоту земле даря,
Год разлил на осень краски
Из коробок сентября!
В. Марахин

Улетает лето

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.

Воробей

Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть -
Стесняется.
В. Степанов

Тема урока: Генрих Сапгир «Четыре конверта»

Цели:

*познакомить детей с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта»;

*отрабатывать навыки выразительного чтения;

*развивать память, речь, внимание;

*воспитывать берёжное отношение к природе, прививать любовь к поэтическим произведениям.

Развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

Развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

Развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

По ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Ход урока

I .Организационный момент

1.Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо

Все с улыбкою вдохнем

Наш урок начнём.

2.Психологический настрой

А начнем урок наш с настроя.

Какое настроение выбираем мы на данный урок?

Покажите, пожалуйста, смайликом.

Кроме радостного настроения возьмём и рабочий настрой.

II . Актуализация знаний.

(Под музыку П.И.Чайковского учитель читает стихотворение Ивана Бунина).

1. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Что вы сейчас прослушали?

(Ответы детей)

(Ответы детей)

О чем было это стихотворение?

(Ответы детей)

Ребята, а кто ещё из поэтов писал об осени?

(Александр Пушкин, Константин Бальмонт, Фёдор Тютчев)

О них мы с вами говорили на прошлом уроке.

2.Проверка домашнего задания.

Какое было домашнее задание?

(Выучить одно из стихотворений наизусть.)

Сегодня мы начнем прослушивание, а остальных – на последующих уроках.

4 ученика

(Оценивание сразу)

Ребята, скажите, у кого осень является любимым временем года?

(Ответы детей)

А за что вы любите это время года? Кто может рассказать?

Слушая стихотворения об осени невозможно не обратиться к картинам осени. Каждый из вас нарисовал осень, как её себе представляет. Покажите, пожалуйста, ваши рисунки. И теперь давайте устроим выставку для всех, расположив их на доске.

(Дети вывешивают свои работы на доску)

III .Сообщение темы урока

Сегодня мы продолжим чтение произведений о природе осенью.

IV . Изучение нового материала.

А сейчас проведем речевую минутку.

Чтение скороговорок на слайде.

    Все клёны рыжие,

И не один не дразнится.

Раз всё равно все рыжие

Кому какая разница?

    Гроздья рябины

На солнце горят,

Рябит от рябины

В глазах у ребят.

(Дети читают 30 секунд, прослушивание троих)

2.Работа с текстом до чтения.

Открываем учебники на странице 182. Прочитайте название произведения.

Как оно называется?

(«Четыре конверта»)

А кто из вас, ребята, знает, что такое конверт?

(Ответы детей)

Конверт – это заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг.

(Показ учителем конверта)

(Генрих Сапгир)

Знакомо ли нам это имя?

(Ответы детей)

С каким произведением этого автора мы уже знакомы?

(«Нарисованное солнце»)

Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чем будем читать?

Кто будет героем этого произведения?

(…Ответы детей)

    Работа с текстом во время чтения.

1)Первичное чтение

3 ученика читают стихотворение наизусть.

(Поощрение, оценивание)

Ребята, а кто сможет объяснить название стихотворения?

(«Четыре конверта» - четыре времени года.)

Какого цвета конверт?

Почему конверт желтого цвета?

2)Словарная работа

Скат крыши – наклонная поверхность крыши

Карниз – продольный выступ над окном вдоль верхней части стены

Адресат – то, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление.

Обратный адрес – адрес отправителя

Озябли – замёрзли

Берлога – зимнее логовище медведя

Собранье – место решения важных вопросов

Косяк – стая птиц

3)Чтение стихотворение вслух по строфам с карандашом в руках.

1-я строфа.
- К кому обращён вопрос?

2-я строфа.
- Что интересного заметили? (
В строчках по одному слову. )
- Как вы думаете, для чего автор использует такой приём? (
Показывает, как летел конверт. )
3-я строфа.
- Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
4-я строфа.
- Что необычного заметили? Почему автор так пишет?
(
Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает… )
- О чём же сообщают обитатели леса?

(Какие же перемены могут произойти в лесу)

Как встречают осень жители леса?

(Ответы детей)

5-я строфа.
- Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени?
(
Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже можно назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками. )

6-я строфа.
- Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать?

(
Маленькие лапки, петляет. )
- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться?
(
Приглашает за лесным урожаем. )
7-я и 8-я строфы.
- Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова?
(
Собрались рано утром – скопились в одном месте у озера. Лететь собрались – решили, приготовились к отлёту. )

Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье – все присутствующие (все утки), что собрались вместе. )
- Как летят утки в тёплые страны? (
Косяком. )
9-я строфа.
- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (
Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт. )
- Как вы поняли предложение:
Утки тянут В путь-дорогу?
(
Приглашают с собой в тёплые края. )
10-я строфа.
- О чём решил поведать Ёжик?
- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (
Засыпает уже, нет сил. )

Ребята, а что такое многоточие?

(Знак препинания в виде трёх рядом поставленных точек, означает недоговоренность, возможность продолжения текста)
- Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны. )
11-я строфа.
- Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (
Острые плавники, колючие иголки. )
- Почему же они спешили? (
Река покрылась льдом. )
- Перечислите, кто же были авторами письма.

    Выборочное чтение стихотворения.

А сейчас мы проведем выборочное чтение и постараемся голосом, интонацией, движениями передать повадки и звуки собеседников.

Вернемся к названию стихотворения. Конверт был только один – желтый. А название…Что можно предположить?

(Мы прочитали только отрывок стихотворения)

Выставка книг

5)Творческие минутки.

А сейчас задание по парам.

О каком времени года мы сегодня говорили?

(Об осени)

Давайте сейчас сочиним синквейн об этом времени года. Тема синквйна – осень.

Времени на это отводится 3 минуты.

Прослушивание по одному синквейну с каждого ряда.

Устное поощрение.

V . Итог урока

О каких признаках наступления осени в лесу вы узнали?

В какой форме поэт знакомит с жизнью лесных обитателей осенью? (В игровой.)

Можно ли это стихотворение назвать познавательным? Почему?

VI .Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Покажите смайликом ребята, какое настроение у вас в конце урока.

VII . Домашнее задание.

- Напоминаю вам домашнее задание.

1.Чтение по ролям.

2.По желанию можно выучить стихотворение наизусть.

3.Подготовить сообщение о любом жителе леса (упомянутого в этом стихотворении).

Урок окончен. Я вас благодарю за работу на уроке.

Г. Сапгир "Четыре конверта".

Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».

http://boombob.ru/img/picture/Oct/15/e92808c6bf56643c3c77309e34c712a2/9.jpg

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

С чем сравнивает поэт лес ? Почему? Что означает это слово? («Терем - в древней Руси высокий, богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками, вышками…»)
- Отыщите слова, которые рассказывают о лесе, как о доме. (Терем, резьба, оконца, стена, вышки. )
Вспомните, какой раздел мы начали изучать. («Глухая пора листопада…»)

О чём произведения в этом разделе? (об осени)

Мы познакомились с какими произведениями? Какие они по интонации? (грустные)

Работа со стихотворением до чтения.

http://www.knigaline.ru/pick/img00204.jpg
Что изображено? Можете предположить, о чём будет произведение7
- Что же нам предстоит сейчас читать? (по жанру - стихотворение) Каким оно может быть? Почему? (Стихотворение Г. Сапгира про осень. Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про детей или зверей. )
- Прочитайте название, О чём будем читать? Нам известна тема стихотворения - осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения? (

Работа со стихотворением во время чтения.

Почему же стихотворение названо «Четыре конверта», ведь речь только об одном? (4 времени года. )
- Определите настроение стихотворения. (Весёлое, игривое. )
- В каком ритме будем читать? Почему, по-вашему, автор избрал именно такой ритм? (Ветер гонит листья, животные бегают, скачут, летают… )

Чтение стихотворения по строфам.
1-я строфа.
- Почему конверт жёлтого цвета? (Любимый цвет осени. )
2-я строфа.
- Что интересного заметили? (В строчках по одному слову. )
- Для чего автор использует такой приём? (Показывает, как летел конверт. )

Какие звуки услышали при чтении? Поэт использует звукопись. (Шуршание, скользит по крыше, шум ветра. )
- Какой темп выберем для чтения? Прочитайте. (Ускоренный, но плавный. )
3-я строфа.
- Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
-Какие чувства испытал поэт при получении конверта? Что на это указывает? (Интерес, радость, удивление, изумление. )
4-я строфа.
- Что необычного заметили? Почему автор так пишет? (Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает… )
- О чём же сообщают обитатели леса? Наверное, это очень важное событие. Какие же перемены могут произойти в лесу? Как встречают осень жители леса?
5-я строфа.
- Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени? (Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками. )
6-я строфа .
- Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать? (Маленькие лапки, петляет. )
- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться? (Приглашает за лесным урожаем. )
7-я и 8-я строфы.
- Что значит озябли ? (Замерзли)
- Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова? (Собрались рано утром - скопились в одном месте у озера. Лететь собрались - решили, приготовились к отлёту. )
- Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье - все присутствующие (все утки), что собрались вместе. )
- Как летят утки в тёплые страны? (Косяком. )
- Каким тоном будем читать эти строфы? (7-ю строфу с тревогой, с волнением, 8-ю строфу громко, выговаривая слог «ра». )
9-я строфа.
- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт. )
- Как вы поняли предложение Утки тянут В путь-дорогу? (Приглашают с собой в тёплые края. )
- Знаем мы такую лягушку-путешественницу, которая отправилась на юг вместе с утками, зажав ртом веточку. Только эта история печально окончилась. Если хотите с ней познакомиться, прочитайте сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Видно, медведь тоже наслышан о её приключениях и поэтому избрал другой путь.
Какой?
- Почему автор обращается к нему по имени и отчеству? (Большой и серьезнй)
10-я строфа.
- О чём решил поведать Ёжик?
- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (Засыпает уже, нет сил. )
- Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны. )
11-я строфа .
- Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (Острые плавники, колючие иголки. )
- Почему же они спешили? (Река покрылась льдом. )
- Перечислите, кто же были авторами письма.

Итоги

Мы познакомились с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта». Стихотворение «Четыре конверта» — сказка о девочке Лене, которой лесные звери присылают письма про каждое время года. Так, осень описывают в желтом конверте, зиму — в белом. В каждом письме говорится о том, чем занимаются звери в это время года, как меняется природа.
Например осенью: «Пожелтело все вокруг, — пишет пестрый бурундук», или весной: «Шлют нам жаворонки трели — тирли-тирли, прилетели».
Стихотворение том, что одно время года отличается от другого; о том, что происходит в лесу летом, осенью, зимой и весной. И еще смысл в том, чтобы показать красоту природы и научиться беречь ее.

ИСТОЧНИК

http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://proteacher.ru/2015/01/27/Konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3-m_klasse_eminar_nach_kl_Shalygina_M_A_1422375475_85101.rar

http://fs1281.gavitex.com/get/2528602735/sapgir-biografiya-tvorchestvo.rar

Один из моих самых любимых детских поэтов. По его стихам есть занятие в моей программе детских занятий. Ну как же приятно их читать! Незатейливые, на стыке сразу нескольких стилей. Тут не все стихи из сборника 4 конверта (уже само название как-то приятно интригует). Я выбрала самые-самые, которые возможно буду использовать на занятиях. Если кому-то дйствительно будет интересно почитать стихи и биографию, советую начать со стихов.. тогда все станет понятно.=))). Доброго прекарсного светлого утра и доброго дня. Пусть они будут такие же прекрасные как эти стихи=)

Пару слов об авторе из википедии:
Г.Сапгир принадлежал к редкому типу писателей протеического склада, на протяжении всего творческого пути меняющихся и ищущих новые формы высказывания. В ранних (рубежа 1950-60-х) текстах он чаще склонялся к социальной сатире, зачастую принимавшей, однако, изящные игровые формы,
В дальнейшем в поэзии Сапгира можно встретить также пейзажную лирику и гражданскую поэзию. Он создал несколько циклов сонетов и в то же время разрабатывал новые, экспериментальные формы, продолжающие традицию русских футуристов и немецких конкретистов, — например, «Послания на неведомом языке». Критики отзывались о нем как о классике современного русского авангарда. Автор многих книг. В поздний период в творчестве Сапгира органично сочетаются лаконизм и невероятное разнообразие выразительных средств, безоглядный эксперимент, любовь к точной детали, игре, гротеску, иронии и неожиданный искренний пафос, стремление к экстатическим состояниям духа. "У них в Питере был Бродский, а у нас в Москве — Сапгир" . Эта широко известная фраза отражает не столько разницу в литературных вкусах двух столиц, сколько реальный творческий вес поэта Генриха Сапгира (Андрей Вознесенский называет его великим), наследника и продолжателя дела гениальных творцов русского поэтического языка — от Василия Тредиаковского до Велимира Хлебникова. «Я искал новую гармонию в языке, которую и находил»

У травы — зелёные слова,
И слышны они едва-едва.
А у ветра — синие слова,
И от них кружится голова.
А у солнца — столько ясных слов.
Красных песен, золотых стихов!
Всех друзей сегодня я зову
Слушать солнце, ветер и траву.

Туча
По небу
Плыла,
Вёдра полные
Несла.
Туча брякнула
Ведром —
Прокатился
В небе
Гром.
И над лесом,
И над кручей
Засверкали
Злые молнии!
Расплескались
Вёдра полные!
Туча с тучею
Ругаются,
Вёдра по небу
Катаются!..

Лёг
В тени
На песок
Жёлтый солнечный кружок.
Подбежал к нему котёнок:
«Это, кажется, зайчонок!»
Цап-царап!
А зайчонок из-под лап
Прыг-скок,
Догоняй! —
И забился
Под сарай.
«Мяу!— думает котёнок.—
Это, кажется, мышонок!..»
Подобрался —
Цан-царап!
А мышонок из-цод лап
Прыг-скок
По стене,
Вверх-вниз —
На окне.
— Мяу! Мяв! — сказал котёнок.
Это жёлтенький скворчонок! —
По трубе
К нему полез,
А скворчонок
Вдруг исчез.

По вечерам, А этот пасмурный
По вечерам Старик
Луна глядится Всегда одетый
В стёкла рам. Спать привык.
И спать ложатся И без галош
Чудаки И без пальто
Надев пенсне Он не ложится
Или очки. Ни за что.
Чтобы яснее Его задумчивые сны
Видеть сны. Всегда дождливы
Слетающие к ним И грустны.
С луны. А вот — лукавый Бородач.

Причём одни Он под подушкой
Привыкли брать Прячет мяч.
Карандаши Он знает,
С собой в кровать, Что во сне опять
Чтоб всё во сне Он будет бегать
Нарисовать, И играть.
Другие — Лужайка будет.
Свой магнитофон. Солнца свет —
Чтоб записать И будет снова
Красивый сон. Восемь лет.

Чудак математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так
Человек
Изобрёл
Бутерброд.
На улице в утренние часы

Вчера или когда-то
Жил-был чудак один.
Он был как будто скроен
Из разных половин.
Своим нелепым видом
Он удивлял ребят:
Посмотрят справа — брит он
А слева — бородат.
Одет он справа щёголем,
А слева — кое-как.
Одна нога босая,
А на другой — башмак.
Одна нога танцует,
Другая - - в стороне.
Одна рука: подите прочь,
Другая: все ко мне.
Всё время улыбается
Одна сторона лица,
Другая всё время хмурится
П плачет без конца.
Так жили половинки
Не в лад и невпопад
И лишь одно любили —
Трёхслойный мармелад.
а еще и сценарии мультов писал=)
1964 — «Лягушонок ищет папу» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1965 — «Медвежонок на дороге» (мультфильм) — автор сценария совместно с Р. Качановым
1966 — «Главный Звездный» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1966 — «Мой зеленый крокодил» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1967 — «Как стать большим» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1967 — «Легенда о Григе» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1967 — «Паровозик из Ромашкова» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1967 — «Честное крокодильское» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1968 — «Не в шляпе счастье» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1968 — «Ничто не забыто» (Человек с закрытыми глазами) (мультфильм) — автор сценария
1968 — «Пугало» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1969 — «Солнечное зернышко» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1970 — «Сладкая сказка» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1970 — «Я нарисую солнце» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1971 — «Край земли» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1971 — «Ослик Плюш» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1971 — «Удивительный китёнок» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1972 — «В тридесятом веке» (мультфильм) — автор сценария
1972 — «Ветерок» (мультфильм) — автор сценария
1972 — «Самый уважаемый» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1973 — «Волшебные фонарики» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1973 — «Небылицы в лицах» (в к/а Весёлая карусель № 5) (мультфильм) — автор сценария
1973 — «Первые встречи» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1973 — «Спасибо» (мультфильм) — автор сценария
1974 — «Как козлик землю держал» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Цыферовым
1974 — «Утренняя музыка» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Баллом
1975 — «И мама меня простит» (мультфильм) — автор сценария
1975 — «Наша няня» (мультфильм) — автор сценария
1976 — «Птичий праздник» (мультфильм) — автор сценария
1976 — «Сказка о жадности» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Прокофьевой
1976 — «Чуридило» (мультфильм) — автор сценария
1977 — «Не любо — не слушай» (мультфильм) — автор сценария совместно с Л. Носыревым
1977 — «Серебряное копытце» (мультфильм) — автор сценария
1978 — «Мой приятель светофор» (мультфильм) — автор сценария совместно с С. Прокофьевой
1979 — «Недодел и передел» (мультфильм) — автор сценария совместно с Г. Сокольским
1979 — «Принцесса и людоед» (в к/а Весёлая карусель № 9) (мультфильм) — автор сценария совместно с Э. Назаровым
1980 — «Пирог со смеяникой» (мультфильм) — автор сценария
1981 — «Мороз Иванович» (мультфильм) — автор сценария
1982 — «Сладкий родник» (мультфильм) — автор сценария
1983 — «Сказка об очень высоком человеке» (мультфильм) — автор сценария совместно с О. Дризом
1984 — «Охотник до сказок» (мультфильм) — автор сценария
1984 — «Про Буку» (мультфильм) — автор сценария
1984 — «Про Фому и про Ерему» (мультфильм) — автор сценария
1984 — «Синеглазка» (мультфильм) — автор сценария
1986 — «Дореми» (мультфильм) — автор сценария
1986 — «Трое на острове» (мультфильм) — автор сценария
1986 — «Улыбка Леонардо да Винчи» (мультфильм) — автор сценария
1987 — «Вечные льды» (мультфильм) — автор сценария совместно с Л. Носыревым
1987 — «Как ослик грустью заболел» (мультфильм) — автор сценария
1987 — «Морожены песни» (мультфильм) — автор сценария
1991 — «Маленькая колдунья» (мультфильм) — автор сценария

Стихотворение Сапгира Смеянцы из сборника лучших стихов Сапгира от Deti-Online.com.

В стране Хохотании
Жили смеянцы.
Любили смеянцы
Веселье и танцы,
И просто смеяться
Любили смеянцы.

Пусть слово не ново
И шутка стара -
Смеяться готовы
Они до утра.

Признаться, порою
Бывало и так:
Глядят друг на друга,
Смеются в кулак.

Да что в нем смешного,
В соседе твоем?
- Нам просто приятно
Смеяться вдвоем.

А если кто падал
И ушибался,
Не хныкал,
Не плакал,
Вставал
И смеялся.

Смеянцы трудиться любили,
По будням они мастерили
Из каждой шутки -
Дудки,
Из каждой улыбки -
Скрипки,
А из самого громкого
Хохота -
Барабаны,
Полные грохота!

И каждое воскресенье
Смеянки пекли печенье
Из хорошего
Настроения.

Так жили смеянцы,
Не зная забот,
Но вот...

В страну Хохотанию
Прибыл Дракон.
На трех самолетах
Пожаловал он.

Над Смехоградом
Ударил гром:
Дракон опустился
На смеходром.

Солидный дракон,
Трехголовый,
Блестит
Чешуею лиловой.

Сбежались смеянцы:
- Скажите, откуда
Такое смешное,
Нелепое чудо? -
Дымом дохнули
Три головы:

Слушайте, вы!
Отныне,
Смеянцы,
Смеяться не смейте,
Иначе вы будете
Преданы смерти!

Испепелю!
Мое слово - закон.
Я, как известно,
Ужасный Дракон.

Смеются смеянцы
Дракону в ответ:

Драконов на свете
Давно уже нет!

Да разве такие
Драконы бывают?

И вовсе не так
Они рты разевают!

Какой там дракон -
Трехголовый жираф!

Хо-хо,
Да ведь это
Пожарный рукав!
- Хе-хекс,
Трехголовый?!
- Ха-ха,
Это ж чайник
Из племени чайников
Необычайных!..

И криком и смехом
Совсем заглушен,
"Но я же дракон!" -
Убеждает Дракон.
- Ты уж!
- Ты лягушка! -
Дракон разозлился.
Как жаркая печка,
Дракон раскалился...

И тут бы, наверно,
Случилась беда.
Но...
Вспыхнул Дракон
И сгорел без следа.

Со злости сгорел,
Да.

Над городом смеха
Веселое эхо
И шуткам
И песням
Звучало в ответ:
"Драконов,
Драконов,
Лиловых,
Зеленых,
Огромных
И страшных,
Давно уже нет!"

И ласточки в небе
Затеяли танцы.

В стране Хохотании
Жили смеянцы.

В стране этой
Очень легко оказаться.
Просто вам надо, друзья,
Рассмеяться.

Людоед и Принцесса, или всё наоборот

Вот как это было.
Принцесса
Была прекрасная,
Погода была ужасная.
Днём,
Во втором часу,
Заблудилась принцесса
В лесу.
Смотрит: полянка
Прекрасная,
На полянке землянка
Ужасная.
А в землянке — людоед:
— Заходи-ка
На обед! —
Он хватает нож,
Дело ясное.
Вдруг увидел, какая...
Прекрасная!
Людоеду сразу стало
Худо.
— Уходи, — говорит, —
Отсюда.
Аппетит — говорит, —
Ужасный.
Слишком вид — говорит, —
Прекрасный!

И пошла потихоньку
Принцесса,
Прямо к замку
Вышла из леса.
Вот какая легенда
Ужасная!
Вот какая принцесса
Прекрасная!

А, может быть, было всё наоборот:
Погода была
Прекрасная,
Принцесса была
Ужасная,
Днём,
Во втором часу,
Заблудилась принцесса
В лесу.
Смотрит: полянка
Ужасная,
На полянке землянка
Прекрасная.
А в землянке — людоед:
— Заходи-ка
На обед! —
Он хватает нож,
Дело ясное.

Вдруг увидел, какая...
Ужасная!

Людоеду сразу стало
Худо.
— Уходи, — говорит, —
Отсюда.
Аппетит, — говорит, —
Прекрасный.
Слишком вид, — говорит, —
Ужасный.

И пошла потихоньку
Принцесса,
Прямо к замку
Вышла из леса.
Вот какая легенда
Прекрасная!

Вот какая Принцесса
Ужасная!

Морская собака

Хвостик рыбки
По ошибке
Как-то вырос
У соба...
Ты, собака, -
Не собака,
Погляди-ка
На себя.

А собака
Заявляет,
Рыбьим хвостиком
Виляет:
- Я - собака.
Допускаю,
Что собака
Я морская.
Но беды
Не вижу в том,
Пока могу
Вилять хвостом.